Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Паника не исключена»: что будет с ценами на бензин в Югре после атак дронов на НПЗ?

«Паника не исключена»: что будет с ценами на бензин в Югре после атак дронов на НПЗ?

Эксперты рассказали, что будет с ценами на бензин в Югре после атак на НПЗ

Российские НПЗ продолжают подвергаться ударам украинских дронов. Очередная атака случилась 16 марта — беспилотник «достал» до НПЗ в Поволжье и на Кубани. Эксперты перечислили те меры, которые необходимо предусмотреть в первую очередь.

Новые случаи атак 

С начала года украинские дроны атаковали уже 15 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в европейской части России. По подсчётам Bloomberg, в результате атак Россия ежедневно теряет 600-900 тысяч баррелей нефтепродуктов. По оценкам зарубежных экспертов, это примерно 10% от всего производимого Россией топлива. Однако опрошенные Muksun.fm считают, что эта цифра сильно преувеличена.

«В основном, все те южные заводы, которые пострадали от атак, производят полупродукты, которые нужны для дальнейшей переработки, а не для заправки автомобилей. Поэтому, не разобравшись, можно сказать, что объем ущерба составил 10%. Но если говорить о классовом топливе, то это максимум 1,5%», — сказал главный редактор «Нефть и Капитал» Владимир Бобылев. 

16 марта дрон впервые долетел до Сызранского НПЗ в Поволжье. По данным источников «Коммерсантъ», в результате попадания дрона была остановлена единственная работающая установка первичной переработки нефти с проектной мощностью 8,9 млн тонн нефти в год.

12 марта в результате массовой атаки БПЛА был повторно повреждён «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез». Предприятие наполовину лишилось своих производственных мощностей. На этот завод приходилось около 10% всего производимого в России бензина. 

Буквально на следующий день, 13 марта, дрон прилетел на НПЗ в Рязани и НПЗ в Ростовской области. На рязанском НПЗ из-за атаки начался пожар, который повредил две установки первичной переработки нефти. О повреждениях на объекте в Новошахтинске информации нет. НПЗ уже возобновил работу после приостановки.

ХМАО — в зоне риска 

После атаки на Сызранский НПЗ в Самарской области эксперты допустили, что скоро «облако БПЛА» сгустится и над Уралом. Об этом написал политолог Илья Ананьев в своем телеграм-канале.

«Надо отметить, что вектор атак БПЛА медленно мигрирует к уральским территориям, добавляя новые регионы атак на карте России», — отметил эксперт. 

По его мнению, то, что БПЛА будут мигрировать — уже очевидный факт, и губернаторам уральских регионов надо быть готовыми к беспилотной угрозе. Он напомнил, что на Урале сконцентрированы не только предприятия нефтепереработки, но и промышленный металлургический комплекс и военно-промышленный комплекс. 

В ХМАО действует несколько предприятий нефтепереработки. В основном, они построены в районах добычи нефти. Один из крупнейших — Сургутский завод по стабилизации конденсата, который производит различные нефтепродукты, в том числе автомобильный бензин. Также работает «Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение», несколько мини НПЗ для местных нужд и 9 предприятий газопереработки.

Хватит ли топлива в сезон? 

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов напомнил, что Россия производит на 10-12% больше автобензинов, чем потребляет, а объемы производства дизельного топлива превышают объемы внутреннего потребления аж в два раза. По данным Росстата, производство автомобильного бензина в России по итогам 2023 года составило 44 млн тонн, дизельного топлива — 88,2 млн тонн.

«Даже с учетом выпадающих мощностей, поврежденных в результате атак, очевидно, что профицит производства сохраняется», — считает эксперт. 

Он не считает ситуацию критической ещё и потому, что практически любой российский нефтеперерабатывающий завод, прошедший модернизацию, за последние 10-13 лет, способен увеличить объемы производства нефтепродуктов вообще или моторных топлив в частности.

«Практически все российские НПЗ в силу рыночных, а не технических причин, работают не на полную мощность и не в полной мере реализовывают свой потенциал. То есть, при необходимости объемы производства моторных топлив можно увеличить», — считает эксперт.

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков предполагает, что дополнительно могут быть нагружены НПЗ, расположенные за 1000 км от фронта, например, в регионах-лидерах по нефтепереработке — Татарстане и Башкортастане. Эксперт сомневается, что дополнительная нагрузка ляжет на ХМАО, так как там, в основном, работают мини-НПЗ, не обладающие достаточной мощностью. 

Официально власти заявляют, что причин для беспокойства нет. В пресс-службе Минэнерго РФ Муксун.fm сказали, что проблем с топливообеспечением на внутреннем рынке нет, «есть источники и запас топлива на складах и баржах». По поводу роста оптовых цен в ведомстве сказали, что они находится в рамках допустимой нормы.

Умные люди с канистрами 

Несмотря на то, что нанести чувствительный удар по российской отрасли переработки довольно сложно, эксперты не исключают разгона панических настроений. Украина для того и затеяла удары дронам по НПЗ. Их цель не только финансовый урон, но и психологическое давление.

«Я не исключаю, что в каком-нибудь регионе на фоне новостей об атаках на нефтеперерабатывающие заводы часть автомобилистов решит запастись бензином „на всякий случай“, чтобы „не быть дураком“. Кто-то увидит возле АЗС очередь, сфотографирует и выложит в интернет. Фотография разойдется по соцсетям. Панические настроения усилятся и уже каждый второй побежит делать запасы. Подобный сценарий более чем вероятен. Ведь, в текущих условиях многим действительно неясно, что будет завтра», — размышляет эксперт Александр Фролов.

По его мнению, задача местной исполнительной власти — объяснить цифрами, сколько топлива нужно региону, сколько фактически поставляется, какая ситуация с запасами и выстроить информационную политику таким образом, чтобы люди были информированы и не поддавались панике.

«Сказать просто „у нас всё хорошо“ недостаточно, это не работает. Власть должна быть готова, что в один день толпа умных людей с канистрами выстроится у АЗС. И тогда нужно будет оперативно объяснить, что действительно происходит на топливном рынке. Как только граждане поймут, что средние объемы производства топлива в стране не допускают дефицита, паника схлынет сама собой», — считает собеседник.

Развивать логистику 

Российские власти в качестве перестраховки ещё с 1 марта ввели запрет экспорта бензина сроком на полгода. Напомним, аналогичное эмбарго действовало и в прошлом году, во время топливного кризиса осенью 2023 года. 

По мнению экспертов, властям также следует озаботиться логистикой в отрасли. Именно перебои в логистике привели к очередям на АЗС и росту цен на топливо в прошлом году. А если речь идет о задействовании дополнительных мощностей, то здесь без модернизации логистики точно не обойтись.

«Важно логистику проработать. У нас и без украинских ударов были перебои с доставкой грузов. Это одна из причин возникновения топливного кризиса в прошлом году. Властям совместно с РЖД надо в приоритетном порядке озаботиться решением тех проблем, которые были и в прошлом году, и есть сейчас», — считает Игорь Юшков.

Эксперт добавил, что конец весны — это время когда НПЗ традиционно уходят на текущий ремонт. В текущей ситуации встает задача, чтобы НПЗ уходили поочередно на профилактические ремонты. А не все одновременно, как они обычно это делали. 

По данным «Интерфакс», уже завтра, 22 марта, вице-премьер Александр Новак обсудит с нефтяниками меры по поддержанию стабильности поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, в том числе и график ремонтов НПЗ и цены топлива на бирже. 

Ранее сообщалось, что цены на бирже на бензин АИ-92 с начала года выросли с 40 000 до 52 600 рублей за тонну, на АИ-95 — с 43 200 до 62 400 рублей тонну, а межсезонное дизельное топливо подорожало практически в 1,5 раза.

Автор: Ольга Оздамар

Источник: Муксун.fm, 21.03.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики