|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Украина продолжают наносить взаимные удары по критической инфраструктуре Россия и Украина продолжают наносить взаимные удары по критической инфраструктуреВСУ пытаются атаковать российские НПЗ, российские военные наносят удары по объектам энергетики и газовой инфраструктуры Украины. Редакция Business FM попросила экспертов оценить, насколько серьезный урон наносят стороны друг другу На Украине сообщили об утрате половины генерирующих энергомощностей. Подсчеты проводил энергохолдинг ДТЭК. К такому результату, можно сказать, привела одна недавняя массированная и мощная атака на ДнепроГЭС. Станция остановила работу, полностью обесточенными оказались крупные города, в том числе Харьков и Днепр, перебои продолжаются в нескольких регионах. Украинские энергетики говорят, что полное восстановление займет даже не месяцы, а годы. «То, что мы видим сейчас на «Укргидроэнерго», на ДнепроГЭС, на украинских тепловых электростанциях, на Харьковской ТЭЦ-5, с большой вероятностью все-таки очень быстро восстановить эти мощности, вернуть их к работе не удастся. И во многом это отличает ситуацию от того, что было осенью 2022 года, когда удары были масштабные, но украинским энергетикам удавалось относительно быстро восстановить работоспособность системы. Сейчас этот запас прочности стал намного меньше. Если мы говорим про ДнепроГЭС, это потеря 25-30% мощностей, которые отвечали за внутрисуточное регулирование нагрузки в энергосистеме Восточной Украины. Если говорить про тепловую генерацию, то, как я понимаю, ей тоже был нанесен достаточно серьезный ущерб. ДТЭК в моменте говорил о том, что потеряно до 50% генерирующих мощностей, видно это даже просто по тому, что Украина впервые за долгое время возобновила серьезный импорт из стран Восточной Европы, в том числе в режиме аварийной помощи». Продолжаются попытки атак ВСУ на российские НПЗ — уже несколько недель. Целями за это время стали Рязанский НПЗ, Новошахтинский, нефтебаза в Орле, «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» и другие предприятия. Дроны метят либо в резервуары с топливом, либо в установки для каталитического крекинга. Российские же силы наносят удары по предприятиям «Нафтогаза» — в воскресенье была очередная атака в Львовской области, компания отчиталась о повреждениях. В январе «Нафтогаз» сообщал об ударе по газопроводу в Харькове, чего раньше не отмечалось. Эта магистраль, впрочем, не относится к транзитной инфраструктуре. Появились сообщения от Киева, что Украина скоро перейдет на свой газ и не намерена продлевать контракт с «Газпромом» о транзите на 2024 год. Россия, которая сократила объем поставок газа в Европу со 160 млрд кубов газа в 2021 году до 27 млрд в 2023-м, с перекрытием транзита может не поставить еще 14 млрд кубов. Однако с новыми атаками на газопроводы в Киеве могут передумать, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков: «Ударов, которые наносились по газовой инфраструктуре, их было крайне мало. То есть буквально их нанесли только в последние дни, там был один удар в Западной Украине, до этого два года фактически мы не видели повреждений ни случайных, ни специальных. То есть били по объектам электроэнергетики, но не по газовой инфраструктуре, хотя она вся известна — и компрессорные станции, и месторождения украинские. Сейчас же мы видели, что действительно, впервые за много времени, удар был целенаправленно нанесен по газовой инфраструктуре. Довольно тревожно, что там два дня, как сообщает Украина, продолжается горение: то есть либо это месторождение горит, либо скважина от подземного хранилища газа. Это создает Украине проблему в плане подготовки к отопительному сезону и, можно сказать, ухудшает ее имидж как общеевропейского хранилища. Соответственно, европейские коммерческие компании вряд ли будут обращаться к Украине за хранением газа, если эти удары будут регулярными. Если же, соответственно, Россия выбьет еще и собственную добычу Украине, то Украина будет вынуждена сохранять транзит». С последствиями атак на НПЗ у России сложная ситуация. Даже остановка одного лишь Нижегородского НПЗ в декабре на ремонт после поломки оборудования привела к тому, что Россия лишилась 10% производства всего бензина в стране. Учитывая средние показатели экспорта в те же 10% по бензину, получается, что Россия уже сейчас производит топлива примерно столько же, сколько потребляет. И это не считая ударов по другим НПЗ. У России есть запасы: в Минэнерго заявили, что в стране сформирован профицит топлива, плюс остались излишки с прошлогоднего запрета экспорта. В кризисной ситуации, если она вообще наступит, можно наладить поставки бензина из Белоруссии. Там НПЗ недозагружены, и объемы могут нарастить, был бы заказ; можно снизить экологический класс топлива — с Евро-5 на что-то похуже. Однако для удержания цен на бензин в пределах инфляции без субсидий от правительства, скорее всего, не обойтись. Источник: BFM.RU, 25.03.2024
|
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|