Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США просчитались. Индия продолжит закупать российскую нефть

США просчитались. Индия продолжит закупать российскую нефть

Индия продолжит закупать российскую нефть, несмотря на угрозы вторичных санкций со стороны США, сообщил aif.ru ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), научный сотрудник Финуниверситета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. При этом сложности, связанные с взаиморасчетами и логистикой, сохранятся.

Западные СМИ и аналитики удовлетворенно констатируют, что санкции в отношении экспорта российской нефти начали полноценно работать. В доказательство приводится отказ Индии покупать нашу нефть марки Sokol и ESPO, а также основную российскую экспортную марку Urals, перевозимую танкерами «Совкомфлота». Пойти на такие шаги индусов, по мнению западных журналистов, вынудила угроза применения к ним вторичных санкций со стороны США.

Индия стала вторым после Китая покупателем российской нефти, экспорт сырья в эту страну только в 2023 году принес нам 47 млрд долл., и потеря такого партнера была бы болезненна для нашей экономики, тем более, что альтернативных по масштабу рынков сбыта у нас пока нет. «Европа давно взяла курс на энергетический переход, у них не было роста потребления энергии, поэтому нам в любом случае нужно было искать новые рынки, — говорит Станислав Митрахович. — А в Индии огромное количество потребителей, наращивание поставок нефти в эту страну является для нас естественным процессом».

Конечно, при взаимодействии с Индией есть определенные сложности, на которых акцентируются западные СМИ и аналитики, «но в реальности они далеко не критичны, и не ставят под угрозу наше сотрудничество в области поставок энергоносителей, — уверен Митрахович. — Например, были проблемы с рупиями, наши экспортеры не могли вернуть часть выручки. Но механизмы взаиморасчетов найдены. Ту же рупию, пусть и с большими комиссионными издержками, можно конвертировать в более удобные валюты, можно использовать дирхамы, некоторые другие валюты».

Кроме того, широко освещалась новость, что Индия под угрозой вторичных санкций отказалась покупать российскую нефть марки Sokol. «В действительности индусы из наших экспортеров „выбивали“ большие скидки, но мы нашли альтернативных покупателей в Китае. Там был хороший спрос, и мы перенаправили предназначавшуюся для Индии нефть китайским покупателям. Переговорная позиция индусов оказалась неверной, они не только не получили скидку, но и остались без сырья», — подчеркнул эксперт.

«Логистическая» радость властей западных стран, вызванная отказом индийских НПЗ принимать нефть, перевозимую танкерами компании «Совкомфлот», также выглядит неоправданной. «Эта судоходная компания перевозила примерно 15% основной нашей экспортной нефти марки Urals, — подсчитал Митрахович. — Остальное перевозится другими танкерами, и поставки продолжаются и сейчас. Для Индии по-прежнему очень выгодно покупать российскую нефть марки Urals, для них нет смысла отказываться от наших поставок».

Позицию эксперта подтверждает статистика. По данным индийского министерства промышленности и торговли, в январе текущего года (более свежей отчетности еще нет) Индия закупила в России 56,8 млн баррелей нефти, больше было только в августе 2023 года. При этом западные аналитики оценивали этот показатель гораздо скромнее, лишь в 40,3 млн баррелей. «Конечно, индусы будут и впредь пытаться получить хорошие скидки от нас, но это нормальный рабочий процесс, в целом наше сотрудничество будет только развиваться, — не сомневается Митрахович. — Например, по данным Kpler, поставки российской нефти в Индию достигнут рекордных 1,8 млн баррелей в сутки».

Ранее эксперты специально для aif.ru подробно объяснили все обстоятельства, связанные с поставками в Индию российской нефти марки Sokol.

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 28.03.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики