|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Катар наращивает СПГ-флот, а Россия — нет, объяснил эксперт Юшков Почему Катар наращивает СПГ-флот, а Россия — нет, объяснил эксперт ЮшковВедущие поставщики сжиженного газа далеко не всегда владеют судами для его доставки — Катар исключение. Однако там где другие могут зафрахтовать судно, у Москвы не получается. QatarEnergy зафрахтовала 19 танкеров, способных перевозить СПГ, в рамках соглашений с операторами из Азии. Теперь у ближневосточного государства в распоряжении окажется 104 таких судна. Как заявил глава Минэнерго Катара Саад Шерид аль-Кааби, компании из Китая CMES и Shandong MarineGroup предоставят по шесть судов каждая. Малайзийская MISC сделает еще три судна, а СП южнокорейской Hyundai Glovis и японской Kawasaki Kisen Kaisha — еще четыре газовоза. Вместимость каждого такого СПГ-танкера составит 174 тыс. кубометров газа. Примечательно, что часть судов (от Hyundai Glovis и Kawasaki Kisen Kaisha) для Катара строится на верфи Hanwha Ocean в Южной Корее. Это именно та судостроительная компания, которая совсем недавно столкнулась со сложностями в продаже судов для «Арктик СПГ 2» компании НОВАТЭК. Зачем Катару такой рывок?Заказ новых судов от QatarEnergy был вполне ожидаем. Катар спешно наращивает свой СПГ-флот, поскольку у него вскоре будет значительно увеличится добыча газа и производство СПГ. Ближневосточная страна планирует нарастить годовую производственную мощность «Северного месторождения» с нынешних 77 млн тонн СПГ до 142 млн тонн СПГ к 2030 году. В связи с этим Доха последовательно наращивает собственный флот. Еще в 2022-м QatarEnergy подписала ряд соглашений о передаче в долгосрочный тайм-чартер и управление 60 СПГ-танкеров. Фрахт еще 19 единиц — это просто продолжение долгоиграющей стратегии. В которую, кстати, включены даже американские проекты, где есть капитал катарской компании, по производству и экспорту сжиженного газа, например Golden Pass LNG. Катар можно понять. Он не хочет уступать свое место конкурирующим экспортерам СПГ — США и Австралии, чьи поставки уже почти сравнялись с катарскими. Доха не хочет терять долю на рынке и упускать клиентов, когда у нее есть ресурсная база и средства на увеличение флота. СПГ-проблемы РоссииВ этой гонке по увеличению флота РФ сильно сдает позиции. Если для QatarEnergy южнокорейская верфь готова строить СПГ-танкеры, то в случае с российскими компаниями есть большие оговорки. В конце марта этого года Hanwha Ocean заявила, что из-за санкций не может найти новых покупателей СПГ-танкеров, построенных для «Арктик СПГ 2» компании НОВАТЭК. Проблема в том, что суда построены Hanwha Ocean специально для работы в уникальных погодных условиях — на проекте «Арктик СПГ 2». В Индийском океане или для маршрутов в Атлантическом бассейне такие сложные танкеры ледового класса просто не нужны. Выходит, тот кто их купит, в любом случае будет связан с российским проектом по сжижению и экспорту газа, которому США выдали «черную метку» в виде санкций. Последовательность примерно такая:
У кого больше?В комментарии для «НиК» аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков напомнил, что, как правило, танкерный флот принадлежит либо судоходным компаниям, либо глобальным трейдерам, среди которых — Shell, BP и т. д. Производители СПГ далеко не всегда владеют такими танкерами полностью. Катар, кстати, и добычу свою отдает на аутсорсинг. Извлечением голубого топлива в Катаре занимаются в том числе и международные консорциумы, которые часть прибыли передают ближневосточному государству. «Эти же компании организовывают и вопросом вывоза. Сейчас госкомпания Катара просто пытается укрепить некий ресурсный суверенитет. В эту стратегию как раз вписывается скупка флота и аренда, чтобы самим получать маржу от доставки газа. Этот процесс еще и подпитывают события в Йемене. К примеру, Египет недавно отчитался, что за последний месяц у него через Суэцкий канал не прошел ни один груз с СПГ. Весь он уходит на азиатские рынки, либо вокруг Африки. Опять же это происходит из-за того что вывозом газа занимаются западные трейдеры. Для Катара при такой конфигурации — риск срыва своего экспорта. А вот если это будут танкеры Катара, они, проходя через Красное море, вряд ли станут мишенями хуситов. Но это сиюминутная мотивация. В целом транспортировка СПГ — прибыльный бизнес, поэтому Доха хочет, чтобы он принадлежал ей», — рассказал аналитик ФНЭБ. Конкретно о монополизации рынка перевозок СПГ, по мнению Игоря Юшкова, пока говорить рано, но укрепление позиции крупного игрока — верное суждение. Что касается России, то на ее территории ни один танкер полностью с нуля построен еще не был. 15 газовозов для НОВАТЭКа были заказаны на «Звезде» (для «Арктик СПГ 2»). До этого еще 15 были построены в Южной Корее. Но после санкций против российского судостроения южнокорейские компании, которые на «Звезде» активно помогали строить газовозы, ушли. До сих пор не нашлось им замены. Танкеры никто так и не достроил. Большой вопрос, сможет ли РФ обеспечить себя нужным числом судов. Стране нужна хотя бы пара таких судов, чтобы начать отгрузку с «Арктик СПГ 2». Проект ведь газ сжижает, а выгружать его некуда. В итоге у РФ ни одного нового СПГ-танкера нет, а построить уже начатые из-за отсутствия опыта и технологий нет возможности. Зато эти возможности есть у других. Еще в середине 2022-го в мире значительно увеличились темпы производства СПГ-танкеров. Летом того года в британской Clarksons Research заявили, что с января по июнь 2022 года на верфях мира были размещены заказы на сооружение 108 СПГ-танкеров. Это на 22 единицы больше аналогичного показателя 2021-го и стало историческим максимумом за всю историю наблюдений. Итоги 2023-го тоже показали большие цифры. Только за IV квартал 2023-го, по данным Riviera Maritime Media, верфи получили заказы на 27 новых СПГ-танкеров. По состоянию на декабрь 2023 года в мире использовалось 709 СПГ-танкеров и еще 373 находилось в портфеле заказов. И весь этот «праздник жизни» проходит мимо России, точнее российских компаний, поскольку больше всего СПГ-танкеров на данный момент имеют следующие компании:
Важно отметить, что почти все они лишь иногда сменяют друг друга, а не стали крупнейшими игроками только в 2023 или 2024 году. К примеру, если у Mitsui Osk Lines в 2020-го было в распоряжении 45 СПГ-танкеров (занимала первое место в мире), то в ноябре 2023-го — 99. Да, когда дочка QatarEnergy — Nakilat — получит 19 танкеров, которые сейчас заказала, она обойдет Mitsui Osk Lines, но обе компании все равно будут в ТОП-10 по размеру СПГ-флота в мире. Автор: Илья Круглей Источник: OilCapital.ru, 02.04.2024 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|