Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сообразили на троих, без России: Катар, США, Австралия поделили и рынок СПГ, и танкеры

Сообразили на троих, без России: Катар, США, Австралия поделили и рынок СПГ, и танкеры

Хоронить российскийскую «трубу» рано, события в мире могут больно ударить по морскому транспорту

QatarEnergy подписала долгосрочные тайм-чартерные соглашения с четырьмя международными судовладельцами на эксплуатацию 19 новых ультрасовременных судов для перевозки сжиженного газа. Об этом сообщает пресс-служба компании.

Соглашения предусматривают эксплуатацию шести судов CMES, шести судов Shandong Marine Energy и трех — компании MISC Berhad, которые строятся на верфи Samsung Heavy Industries в Южной Корее.

Оставшиеся четыре судна будут эксплуатироваться совместным предприятием Kawasaki Kisen Kaisha и Hyundai Glovis и строятся на заводе Hanwha Ocean также в Южной Корее. Каждый из газовозов будет иметь вместимость 174 тыс. м3.

«Эти суда поддержат наши мощности по производству СПГ на месторождениях North в Катаре и Golden Pass в США, а также удовлетворят наши долгосрочные потребности по замене флота», — сказал министр энергетики Катара и глава госкомпании Саад Шерида Аль-Кааби.

Общее количество танкеров, по которым с 2022 года компания подписала тайм-чартер, достигло 104 судов. Катару необходимо больше газовозов, поскольку он планирует увеличить производственную мощность «Северного» месторождения с 77 млн тонн СПГ в настоящее время до 142 млн тонн к 2030 году, сообщает Bloomberg. 

По данным издания, в последние годы проекты в Австралии и США привели к тому, что все три страны экспортировали примерно одинаковый объем, теперь Катар планирует восстановить доминирование на мировом рынке СПГ.

В свою очередь правительство РФ одобрило подписание соглашения с «Новатэком» о намерениях для развития в России оборудования производства СПГ до 2030 года. Как ранее заявил вице-премьер Александр Новак, Россия планирует в 2030 г. увеличить СПГ до 110 млн тонн в год, что позволит занять 20% мирового рынка этого топлива. В 2023 г. его производство составило около 33 млн тонн.

Непонятно только, каким образом удастся достичь этих показателей в условиях американских санкций против проекта «Арктик СПГ-2». Компания уже испытывает нехватку танкеров и вынуждена снизить добычу.

Замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач отмечает, что пока «Арктик СПГ-2» испытывает сложности, однако, он полагает, что работа над выстраиванием новой логистической схемы идет.

— Плохо, что они заранее не подготовились к этому. То есть были какие-то гарантии, которые были нарушены со стороны наших так называемых западных партнеров.

Думаю, они работают над решением вопроса, варианты есть. Они займут больше времени, чем планировалось при предыдущих вариантах, но какое-то решение будет найдено.

«СП»: Может ли он серьезно подвинуть конкурентов, учитывая, что в последнее время те же американцы серьезно нарастили мощности?

— Американцы опередили катарцев. В целом по количеству инвестиционных решений и строящихся заводов США все равно опережают Катар, но они будут основными источниками дополнительных поставок СПГ на мировой рынок в ближайшие годы.

«СП»: Мировое производство СПГ сейчас сильно растет?

— В последнее время особо не растет, потому что завершилось строительство предыдущих объектов и только сейчас принимаются новые инвестиционные решения, которые будут реализованы на горизонте 2027−2030 гг. Сейчас прирост очень небольшой.

«СП»: Производство и экспорт СПГ не похоронит трубопроводный газ?

— Думаю, нет. Большая часть СПГ после транспортировки морем поступает в газотранспортную систему и поставляется по газопроводам потребителям. Соответственно, если есть возможность доставить этим же потребителям газ по газопроводу, есть для этого географические условия, то на расстояние до 4−5 тысяч километров газопроводный газ гораздо эффективнее, и эти проекты будут реализовываться.

Конечно, есть определенные политические решения. Это элемент политического давления и одна из форм недобросовестной конкуренции. Она приводит к ому, что у тех, кто такие решения принимает, происходят энергетические кризисы и экономические проблемы.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович отмечает, что сейчас в мире есть три крупных производителей СПГ — США, Австралия и Катар.

— Все эти страны имеют планы по расширению производства СПГ. Это синхронизировано с планами закупки новых танкеров. Их в основном строит Южная Корея, также Китай, возможно, в перспективе другие страны, например, РФ.

У Катара есть очень крупное месторождение «Северное». В стране активно присутствуют американские инвесторы. И, кстати, не все суда, которые возят катарский СПГ, являются их судами, используются судоходные компании и других стран, в том числе западных.

Есть масштабные планы по введению во второй половине текущего десятилетия новых мощностей по сжижению газа в США. США — это энергетическая сверхдержава, по крайней мере, углеводородная. Планы по добыче там огромные и, скорее всего, в значительной степени будут реализованы.

С Австралией более спорный момент. Там идет очень быстрое удорожание заявленных проектов, поэтому прирост добычи и производства возможен, но не в таких масштабах как в США и Катаре.

Существует риск переполнения рынка из-за перепроизводства газа. Но будет оно или нет, зависит от того, какой будет спрос во второй половине текущего десятилетия и начале 30-х годов. Есть разные прогнозы, в том числе связанные с Китаем.

Это все надо учитывать, особенно имея в виду наши масштабные планы по СПГ. Надо учитывать, что на рынке есть весьма серьезные конкуренты.

«СП»: А как это отразится на трубопроводных поставках?

— Все зависит от того, какую часть мира мы рассматриваем.

Чем больше конкуренция со стороны СПГ, тем в большей степени это приходится учитывать компаниям, которые продают газ по трубе. Россия поставляет в Китай по «Силе Сибири», хочет поставлять по новому проекту «Сила Сибири-2», который до сих не согласован. Есть газопровод в Китай из Мьянмы, есть газопровод «Средняя Азия — Китай», по которому идет газ из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана.

Все надо учитывать, в том числе в формуле цены. Например, по «Силе Сибири» было официально сказано, что привязка идет к стоимости нефти.

Китайцы наверняка на фоне возможностей получения СПГ будут уговаривать Россию согласиться на формулу цены, которая будет, например, привязана к углю. Это для нас менее интересно. У нас свои аргументы, например, что в Китае будет расти спрос, газ будет нужен и, главное, возможность поставлять СПГ через несколько лет в мире может быть ограничена военными конфликтами.

Условно говоря, газа у США много, но не факт, что он дойдет до Китая, если, например, будет обострение вокруг Тайваня. В этом случае Китаю было бы логично иметь поставки газа из России по новой трубе, но этот аргумент в Пекине пока не услышан и никакого контракта по «Силе Сибири-2» нет.

«СП»: У нас есть «Сила Сибири» в Китай. Рост предложений СПГ может привести к тому, что этот газопровод окажется просто невыгоден?

— «Сила Сибири» работает и постепенно будет выходить на полную мощность — 38 млрд кубометров в год. Это ориентировочно будет в следующем году. Есть возможность установки дополнительного оборудования, которое может позволить увеличит поставки по этой трубе.

Она, кстати, качает больше. Часть газа идет на переработку на Амурский газоперерабатывающий завод «Газпрома» и технологически связанный Амурский комплекс компании «Сибур».

Автор: Ирина Гусева

Источник: Свободная пресса, 03.04.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики