Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У Киева нет денег на энергоблоки для Хмельницкой АЭС

У Киева нет денег на энергоблоки для Хмельницкой АЭС

При этом песок для укрытий украинских энергообъектов стал золотоносным

Украинский кабмин поддержал законопроект о строительстве двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС, реакторы и топливо для которых планируется закупить у американских компаний. В ответ на планы властей – по приобретению все новых реакторов – украинские отраслевые аналитики напомнили, что сегодня у Киева нет средств на закупку даже одного из них. Но на практике киевские руководители и не собираются строить сейчас энергоблоки: для них важно заверить в наличии подобных планов Вашингтон, чтобы побудить его выделить обещанную помощь для Украины, отметили российские эксперты.

Правительство Украины одобрило законопроект о достройке третьего и четвертого энергоблоков на Хмельницкой АЭС, сообщили в среду в пресс-службе компании «Энергоатом». Сейчас на указанной АЭС работают два энергоблока номинальной мощностью 1000 МВт каждый. Строительство третьего и четвертого энергоблоков началось еще в 1985 году, но через несколько лет было остановлено. Тогда как в октябре 2021 года «Энергоатом» подписал соглашение с американской компанией Westinghouse electric о совместном строительстве энергоблоков на АЭС страны общей стоимостью около 30 млрд долл. В то же время в упомянутом законопроекте наряду с прочим законодательно закреплялось положение об использовании для работы новых блоков ядерного топлива, изготовленного по американской технологии. Что в «Энергоатоме» назвали подтверждением отказа от применения российского топлива.

При этом и.о. председателя правления НАЭК «Энергоатом» Петр Котин в конце марта заявил, что третий энергоблок Хмельницкой атомной электростанции должен быть готов к установке оборудования в июне. «Новые мощности необходимы Украине, ведь россияне постоянно пытаются разрушить объекты отечественной энергосистемы», – сказал Котин. По его словам, команда компании уже готовит необходимую проектную и лицензионную документацию, обустраивает логистические маршруты, составляет план работ и перечень необходимого оборудования. Кроме того, сообщалось, что в «Энергоатоме» рассчитывают подписать в июне соглашение о покупке двух ядерных реакторов российского производства, предназначавшихся для недостроенной АЭС «Белене» в Болгарии.

Примечательно, что еще в начале марта в статье под названием «Два! Четыре! Десять! Сколько же реакторов реально построит «Энергоатом»?» украинский отраслевой аналитик Игорь Маскалевич указал, что у Киева на сегодня нет средств на приобретение даже одного из них. Как он напомнил, переговоры о покупке «болгарских» блоков официально начались с лета прошлого года. В Софии рассчитывали их продать не менее чем за 600 млн евро (за столько Болгария купила их у РФ). Причем там утверждали, что украинская сторона предполагала профинансировать сделку за счет предоставленной Евросоюзом помощи. Также в декабре 2023 года в «Энергоатоме» информировали о намерении приобрести за 437,5 млн долл. и американский реактор для нового энергоблока на Хмельницкой АЭС. Но тут дело заключалось не в том, что Киев хотел их купить – для Westinghouse было важно продать два реактора, чтобы избавиться от них до 2025 года по соглашению об урегулировании долгов, констатировал автор. Правда, по его определению, средств у украинского руководства не было не только на реакторы, но и на менее дорогие и более нужные в условиях военного конфликта объекты, и в частности на укрытия для персонала АЭС. В таких условиях громко заявленные планы по инициированию четырех масштабных строек можно было бы объявить саботажем или по меньшей мере неэффективным расходованием средств, резюмировал Маскалевич.

После чего в статье, обнародованной в среду, он отметил, что две волны массированных ударов РФ в последних числах марта по инфраструктуре и энергообъектам Украины показали – хотя в Киеве еще с осени много говорили о подготовке к таким атакам, но в итоге вновь оказались не готовы. Только в большой энергетике всего в прикрытии нуждались около 300 объектов (электростанций и подстанций). И согласно отчету Госагентства восстановления и развития инфраструктуры, первым уровнем защиты – от обломков – были обеспечены 103 объекта в 21 области (в том числе объекты генерации и распределительных сетей). Вторым уровнем защиты – от дронов – обеспечили 22 подстанции в 14 областях. При этом за мешки с песком, призванные защитить от осколков, было выплачено порядка 2 млрд гривен (примерно 4 млрд руб.). То есть песок оказался золотоносный. А расценки на бетонное укрытие вышли в пять раз дороже. На приобретение же ракет по 3 млрд за штуку для усиления ПВО не нашлось спонсоров. В результате последних атак дефицит электроэнергии в энергосистеме страны составил порядка 20 млрд кВт-ч. И возможности импорта остались ограниченными, в прошлом году его объемы не превысили 1 млрд кВт-ч. А потому для властей нужно отказаться от «откровенно бредовых планов мегастроек к 2050 году» и заняться необходимой работой, в том числе по укрытию существующей генерации, подытожил аналитик.

Впрочем, в Киеве как не строили новые энергообъекты, так и не собираются их строить, пояснил «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. И подготавливаемые сегодня Киевом документы, по его оценке, подтверждают лишь наличие у украинского государства соответствующих планов. А реализовать их и строить конкретные объекты далее предстоит компаниям. Хотя у Киева нет денег – ни на оборудование, ни на строительство, ни на обеспечение его безопасности. Но для украинских властей все это скорее политическая, нежели экономическая история. Своими заявлениями они надеются подать сигнал, что США выгодно сделать ставку на Украину. Поскольку, например, 80% выделенной Вашингтоном военной помощи для Киева остаются в самих Соединенных Штатах. Попутно они заверяют, что и в сфере энергетики тоже готовы потом закупить американские реакторы и ядерное топливо за счет американской же помощи, заметил Юшков.

По его мнению, если бы киевские власти действительно решили укрепить энергосистему, то, конечно, занялись бы другим. Например, закупкой оборудования для подстанций и прочего сетевого хозяйства, чтобы можно было эффективно доставлять энергию с существующих генерирующих объектов. Строить же новую генерацию, пусть даже газовые и угольные электростанции, – это всегда долго и дорого. Максимум стоит развивать возобновляемую энергетику. Что же касается АЭС, которые, видимо, сочли безопасными, так как военные РФ по ним не наносят удары, то, как известно, атомная энергетика выдает энергию в постоянном режиме, а обеспечивать маневренность и баланс в общей системе позволяют гидро- и теплоэлектростанции. «Но в любом случае похоже, что сегодняшняя ситуация нагнетается не для того, чтобы начать строить те же АЭС, а чтобы надавить на представителей Вашингтона и убедить их выделить наконец обещанную помощь для Киева. Этим, видимо, обусловлены и появившиеся с подачи украинской стороны сообщения в западных СМИ о том, что и на фронте все плохо, и если Россия сосредоточит усилия да поднажмет, то вот-вот его прорвет», – заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

К слову, в среду глава комитета Верховной рады Украины по вопросам бюджета Роксолана Пидласа также рассказала журналистам, что за первый квартал текущего года доходы украинского госбюджета составили 550,1 млрд грн, а расходы – 807,5 млрд грн. Разница между собственными ресурсами и расходами за три месяца достигла 257,4 млрд грн. «Эта сумма и покрывается за счет международной помощи – грантов и кредитов», – разъяснила глава парламентского комитета.

Автор: Наталья Приходко

Источник: НГ, 03.04.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики