Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бюджет ЯНАО почувствует недополучение денег к лету Урона не избежать? Как проблемы «НОВАТЭКа» с танкерами скажутся на бюджете ЯНАО

Бюджет ЯНАО почувствует недополучение денег к лету Урона не избежать? Как проблемы «НОВАТЭКа» с танкерами скажутся на бюджете ЯНАО

Бюджет ЯНАО почувствует недополучение денег к лету

Эксперты рассказали, как проблемы НОВАТЭКа с танкерами скажутся на бюджете ЯНАО

Компания «НОВАТЭК» приостановила из-за санкций и нехватки танкеров производство на проекте «Арктик СПГ-2». Муксун.fm обсудил с экспертами, насколько сильно пострадает бюджет Ямала и как «НОВАТЭК» может решить проблемы с покупателями и отправкой первой партии груза.

Еще в декабре прошлого года компания «НОВАТЭК» заявляла о возможном форс-мажоре с поставками сжиженного природного газа с проекта «Арктик СПГ-2» из-за введенных в ноябре санкций США. Тогда сообщалось, что компания взяла паузу, чтобы разрешить проблему. Но, видимо, не получилось.

В начале апреля 2024 года стало известно, что «НОВАТЭК» приостановил производство на проекте «Арктик СПГ-2». Как отмечает ряд изданий, основная проблема — нехватка танкеров для перевозки сжиженного природного газа. На этом фоне добыча газа на «Арктик СПГ-2» в январе и феврале 2024 года резко снизилась и составила 250 млн и 83 млн кубометров соответственно. Для сравнения: еще в декабре добывалось 425 млн кубометров.

Пострадает ли бюджет Ямала из-за остановки «Арктик СПГ-2»

На Ямале «НОВАТЭК» реализует два проекта — «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». По словам эксперта Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игоря Юшкова, оба проекта имеют колоссальные налоговые льготы, как в федеральном бюджете, так и в региональном.

«На СПГ нет налоговой пошлины, а налог на добычу полезных ископаемых „обнулёван“ на 12 лет или до определенного накопленного объема добычи. Налог на прибыль, на имущество — все либо обнулено, либо имеет льготные режимы. Поэтому, они итак платили бы меньше в региональный бюджет, но сейчас либо будут платить еще меньше, либо пока и вовсе не будут выплачивать налоги. Для бюджета Ямала — это не сокращение доходов, это недополучение того, на что бюджет мог рассчитывать», — считает Игорь Юшков.

Эксперт убежден, что пока речь идет про отсроченные выплаты, но никак не про сокращение дохода и дефицит бюджета ЯНАО. Независимый аналитик Дмитрий Адамидов, наоборот, считает, что поводы для беспокойств есть.

«До последнего времени проблем у „НОВАТЭКа“ не было. Были сильные налоговые льготы. Но сейчас „НОВАТЭК“ входит в такой период, в котором он никогда еще не жил. Поэтому будет тяжело быстро перестроиться из-за санкций и перебоев с флотом. Думаю, в будущем это все повлияет на бюджет Ямала. Драматично не будет, но определенного урона стоит ждать. Но это мы почувствуем только через полгода, когда посмотрим насколько упадет выручка. Ведь газ — это не металл, когда можно взять кредит, держать на складе и ждать пока конъектура вырастет. Здесь это не получится. Если на рынке газа начнется дефицит, тогда, конечно, танкеры быстрей разблокируют, но я смотрю на все происходящее пессимистично», — отметил Дмитрий Адамидов.

Он предположил, что компания еще долгое время будет находится на тех объемах добычи, до которых ее сократила.

Как «НОВАТЭК» может решить проблему с поставкой СНГ

Эксперт Игорь Юшков предполагает, что сейчас единственный, кто может купить СПГ, — это Китай. Но доставлять груз по Северному морскому пути долго и дорого. Но, возможно, что «НОВАТЭК» решится на нестандартные действия и переправит СПГ танкерами, которые используются в качестве плавучих газовых хранилищ.

«Возможно, что „НОВАТЭК“ дождется благоприятных условий работы на Северном морском пути — июль, август, сентябрь — и попытается вывезти груз под ледокольной проводкой танкерами, которые он использует в качестве плавучих хранилищ. Одно размещено в Мурманске, другое — на Камчатке. Если совсем не найдет танкеры, то может их использовать. Но у этих танкеров нет ледового класса, поэтому сможет провести груз и хоть что-то получить с продажи только тогда, когда меньше льда», — отмечает эксперт.

Почему «НОВАТЭК» остался без танкеров и где их взять

Если нефтяники после введенных санкций смогли закупить Б/У-танкеры и достаточно быстро решить проблемы с поставками, то у газовиков все намного сложней. Газовозы дороже и в дефиците из-за высокой себестоимости.

Кроме этого, танкеров класса Arc7, которые могут проходить без ледокольной проводки по Северному морскому пути и которые нужны «НОВАТЭКу», фактически нет.

На сегодняшний день танкеры класса Arc7 делают только две страны — Южная Корея и Китай. Еще была Япония, но она отказалась от их выпуска. Известно, что «НОВАТЭК» еще в 2018 году заключил соглашение с судостроительным комплексом «Звезда» на строительство 15 газовозов, но пока ни один из них не достроен. Поскольку в 2022 году южнокорейские компании, которые работали со «Звездой», вышли из проекта.

Поэтому сейчас ведутся переговоры с китайскими судостроителями. И от этих переговоров, по мнению экспертов, будет зависеть будущее и «Арктик СПГ-2», и «НОВАТЭКа».

Автор: Виктория Лачугина

Источник: Муксун.fm, 04.04.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики