Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Беларусь и РФ используют порты Ленинградской области как оптимальный маршрут для перевалки белорусских нефтепродуктов – эксперт

Беларусь и РФ используют порты Ленинградской области как оптимальный маршрут для перевалки белорусских нефтепродуктов – эксперт

Беларусь и Россия используют порты Ленинградской области РФ как оптимальный в части логистики маршрут для перевалки белорусских нефтепродуктов. Об этом сообщил эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Юшков напомнил, что Беларусь реализует экспортные поставки нефтепродуктов преимущественно через российские порты в Ленинградской области, используя преференциальные условия железнодорожного транзита. «Это, во-первых, наиболее экономически выгодно, поскольку для белорусской стороны логистическое плечо меньше. Во-вторых, для РФ это тоже удобно, поскольку железная дорога в направлении северо-запада меньше задействована, чем на юге, где сейчас все забито», - отметил Юшков в публикации на портале «Нефть. Капитал».

По его словам, Беларусь сейчас не имеет проблем с пропускной способностью для перевалки нефтепродуктов в портах на Балтийском море. «В материковой России же, наоборот, больше всего пострадали именно балтийские порты (из-за сокращения грузооборота с Евросоюзом – ред.), потому как они наиболее отдалены от нынешних рынков сбыта для РФ, которые теперь сместились в Азию. Выходит, через Балтику выгодно работать и Москве, и Минску», - подчеркнул Юшков.

В августе 2023 г гособъединение «Белорусская железная дорога» (БЖД) и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) заключили соглашение о развитии инфраструктуры в направлении портов Северо-Западного региона РФ. РЖД до 2026 г планирует построить семь железнодорожных разъездов, провести техническое перевооружение сетей связи. В перспективе предполагается развитие железнодорожных подходов к Многофункциональному перегрузочному порту «Бронка» (Ленинградская область). БЖД будет улучшать инфраструктуру и проведет капитальный ремонт искусственных сооружений от станции Жлобин (Гомельская область) до границы с РФ. Также стороны проработают вопрос электрификации линии от Жлобина до станции Луга I.

Ранее министр транспорта РФ Виталий Савельев сообщал, что в 2023 г было запланировано к перевозке и перевалке около 6,5 млн т белорусских нефтепродуктов (+75% к уровню 2022 г). Общий объем перевалки белорусских грузов через российскую морскую портовую инфраструктуру в 2023 г составил 14,1 млн т, в 2026 г его планируется увеличить до 20 млн т («пиковый» объем в 18,8 млн т был достигнут в 2019 г с использованием инфраструктуры Прибалтики и портов Украины).

После закрытия странами Балтии транзитного маршрута для Беларуси к своим портам белорусские власти объявили о развороте транзита наливных грузов на российские. 19 февраля 2021 г было подписано межправительственное соглашение об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов через морские порты РФ. Соглашение предусматривало перевалку в 2021-2023 гг 9,836 млн т мазута, бензина и масла в морских портах РФ на Балтике, в том числе до 3,52 млн т в 2021 г, 3,19 млн т в 2022 г и 3,13 млн т в 2023 г.

29 сентября 2022 г Беларусь и Россия подписали межправительственное соглашение о транзите белорусских грузов через территорию РФ, предусматривающее создание альтернативных маршрутов поставок экспортной продукции в третьи страны через морские порты и наземную транспортную инфраструктуру РФ.

В феврале 2023 г директор второго департамента стран СНГ МИД РФ Алексей Полищук отмечал, что РФ и Беларусь принимают совместные меры по преодолению транспортных и логистических ограничений, вызванных внешними санкциями. В частности, организуют перевалку широкого спектра белорусских экспортных грузов (прежде всего, калийных и азотных удобрений, нефтепродуктов, продукции металлургии и деревопереработки) с использованием российской транспортной инфраструктуры, включая 19 портов.

Источник: ПраймПресс, 12.04.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики