Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Позитив для российского бюджета. Как подорожает нефть из-за ситуации на Ближнем Востоке?

Позитив для российского бюджета. Как подорожает нефть из-за ситуации на Ближнем Востоке?

В «БКС» предрекли нефть Brent по $100 за баррель после ударов Ирана по Израилю

В случае усиления конфликта на Ближнем Востоке цены на нефть Brent вырастут до $100 за баррель. Такой прогноз «Газете.Ru» дали эксперты. По их словам, это выгодно России — и спрос на нефть в мире сохранится, и отечественный бюджет получит дополнительные доходы. В то же время рост цен в РФ на импортные товары эксперты исключили: в случае обострения в Красном море (с учетом подключения к конфликту хуситов) Россия переориентирует поставки через Дальний Восток. 

В ночь на 14 апреля Иран ударил по Израилю. В ходе атаки Тегеран использовал более 300 беспилотников и ракет, заявив, что атака была успешной. В Израиле опровергли это, отметив, что все цели были перехвачены и уничтожены. Президент Израиля Исхак Герцог назвал атаку Ирана объявлением войны. Военно-воздушные силы правящего на севере Йемена шиитского движения «Ансар Алла» (хуситы) присоединились к атаке Ирана на территорию Израиля. Россия призвала стороны к сдержанности и решению ситуации дипломатическими методами. Соответствующую позицию Кремля передал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. 

Что будет с нефтью

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская в беседе с «Газетой.Ru» не исключила, что в случае эскалации конфликта на Ближнем Востоке цена барреля нефти эталонной североморской марки Brent вырастет с текущих $89,5 до $100.

«Цены на нефть пока взяли передышку — похоже, рынок не верит в стремительную эскалацию конфликта. Тем не менее прецедент случился — Иран впервые вмешался в конфликт напрямую. Многое теперь будет зависеть от действий Израиля», — отметила эксперт.

По ее словам, возможные сценарии эскалации ситуации — усиление санкций против иранской нефти, атаки на энергетическую инфраструктуру Ирана, блокирование Ираном Ормузского пролива. Все эти сценарии могут подтолкнуть ценник Brent к $100 за баррель, уточнила Рокотянская.

Эксперт считает, что для российского бюджета будет позитивным такое развитие событий, однако испортить радость от повышения цен может усиление санкций. Неясной остается ситуация с проведением расчетов за российскую нефть через банки дружественных стран, добавила Рокотянская.

Главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев сказал, что сейчас российская нефть Urals торгуется около $76 за баррель, а доллар стоит 93,5 рубля. Соответственно Urals в рублях стоит около 7100 рублей за баррель. Аналитик напомнил, что в российский бюджет этого года заложена средняя Urals $71,3 за баррель и курс доллара на уровне 90,1 рубля, то есть средняя Urals в рублях равна 6424 рубля.

«То есть текущая цена нефти в рублях на 11% выше, чем заложена в бюджет. Поэтому при текущих цене нефти и курсе рубля бюджет может получить на 11% больше нефтегазовых доходов, чем планировалось», — уточнил аналитик.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Скрыль согласилась, что объективно трейдеры на сырьевых биржах скорее всего будут закладывать геополитические риски в цену на нефть. Поэтому котировки нефти продолжат расти, уточнила экономист.

«Иран является нефтяным экспортером, поэтому он скорее всего взвешивает риски развития крупномасштабной военной операции против Израиля. Если проанализировать ситуацию с логистикой в Красном море, то вероятно ту же премию за риск будут закладывать в цене и перевозчики», — подчеркнула эксперт.

По ее словам, США и их сателлиты сегодня все больше теряют контроль над ситуацией с перевозками в Красном море, и на этом фоне Россия может оказаться в выигрыше с теми же нефтяными перевозками в обход установленных санкций.

Выгодна ли сверхдорогая нефть?

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков сказал «Газете.Ru», что России выгодна постоянная напряженность из-за текущего конфликта, но без большой тотальной войны.

«России наиболее выгоден сценарий, который будет поддерживать нефтяные цены на достаточно высоком уровне — $90-100 за баррель Brent. В случае какого-то большого конфликта и роста цен, $120 или уж тем более до $150, для России стратегически это уже невыгодно, потому что сверхдорогая нефть начинает убивать спрос», — пояснил Юшков.

По его словам, при сверхдорогой нефти начнется глобальный экономический кризис.

«При ценах $150 за баррель Brent обрушится потребление топлива в мире, потому что, в общем-то, потребители этого не потянут. Ни Китай, ни Соединенные Штаты, ни Евросоюз. Это слишком высокая цена, она будет провоцировать рост инфляции, Центробанки будут поднимать свои ставки для борьбы с инфляцией. А это приведет к удорожанию кредитов», — сказал Юшков.

Экономист Васильев отмечает, что против обострения на Ближнем Востоке и высоких нефтяных цен выступает администрация США, которая не заинтересована в высоких ценах на бензин в США в преддверии выборов 5 ноября.

По его словам, в целом геополитические конфликты (если они не перерастают в полномасштабную войну) оказывают краткосрочную поддержку нефтяным ценам, а на более длинном горизонте нефтяные цены определяются глобальным спросом на этот ресурс, который зависит от состояния мировой экономики.

Что будет с товарами

Поскольку хуситы присоединились к атаке Ирана на Израиль, в зоне конфликта оказалось и Красное море. Из Индии по Красному морю Россия завозит чай, кофе, рис, морепродукты, лекарства, текстильную продукцию и обувь, сельскохозяйственные товары и сырье. Из Кении в первую очередь поступают чай, кофе, фрукты и орехи. Из Шри-Ланки — текстиль, включая одежду, каучук и резина, рыбная продукция. Из Вьетнама — чай и кофе, текстиль. Из Турции — чай и текстиль. Из Китая завозится большое количество товаров.

Васильев не ждет, что логистика поставок иностранных товаров в Россию будет нарушена из-за конфликта на Ближнем Востоке. Поэтому аналитик исключил как дефицит товаров, так и их подорожание в РФ.

«Россия сохраняет хорошие отношения как с Ираном, так и с Израилем. В рисковом сценарии при усилении конфликта с нарушением логистики через Красное море мы ожидаем, что Россия и торговые партнеры быстро наладят поставки через Дальний Восток», — сказал Васильев.

С другой стороны, возрастают риски для торговых партнеров России, что может негативно сказаться и на поставках в нашу страну, уточнил Васильев.

Доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве РФ Юрий Шедько также не ждет дефицита импортных товаров.

«Если дальнейшего обострения конфликта не произойдет, а скорее всего, так и будет, то и задержек товаров не будет. Уровень беспокойства для судоходства от атак хуситов достаточно высокий, и дальнейшее напряжение нежелательно для многих стран региона, и основных игроков мировой экономики», — уточнил Шедько.

По словам экономиста, цены на зарубежные товары в России могут вырасти на 10% в связи с ажиотажным спросом и желанием продавцов «воспользоваться моментом».

Автор: Анастасия Алексеевских

Источник: Газета.Ru, 15.04.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики