Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему конфликт Ирана и Израиля не толкнул цену нефть вверх

Почему конфликт Ирана и Израиля не толкнул цену нефть вверх

Конфликт Ирана и Израиля не толкнул цену нефть вверх — почему, рассказал эксперт

Рынок не отреагировал на взрывы сотен ракет и беспилотников в небе над Ближним Востоком. Кто этому помешал и почему?

Нарастающее противостояние Израиля и Ирана, в ходе которого Тегеран на прошлой неделе нанес массированный удар по своему сопернику ракетами и БПЛА, почти не повлияло на стоимость нефти.

Неужели иранская нефть занимает столь незначительную долю на мировом рынке, что о ней никто не беспокоится? И в каком состоянии вообще сегодня находится нефтянка Исламской республики Иран (ИРИ)?

Ракеты летят — цена стоит

Цены на нефть Brent в течение прошлой недели находились в диапазоне от $89,4 до $90,5 за баррель. 15 апреля котировки не особо изменились, Brent — $89,4. И если на протяжении прошлой недели для роста стоимости нефти серьезных геополитических поводов на Ближнем Востоке почти не было, то воскресенье он все же был. В ночь на 14 апреля Иран объявил Израилю об «акте возмездия» и запустил по нему почти 350 разного рода снарядов, включая беспилотники, крылатые и баллистические ракеты. Атака стала ответом на удар Израиля 1 апреля по иранскому консульству в Сирии. Власти ИРИ сообщили, что атака была совершена исключительно на военные объекты Израиля, что, кстати, несколько позже подтвердили даже в Вашингтоне.

Все это продолжалось почти пять часов, после чего настало затишье. В ЦАХАЛ сообщили, что сбили 99% всех атакующих объектов, а уже утром следующего дня (к 08:00 по МСК) Израиль открыл воздушное пространство и аэропорт Бен-Гурион возобновил работу.

Атака не привела к массовым жертвам, но она оказалась довольно большая даже по меркам привычных конфликтов Израиля с различными исламскими группировками. Более того, это был запуск ракет с БПЛА не от какого-то вооруженного формирования, это была спланированная атака вполне конкретной армии и конкретного государства — Ирана, с военной мощью которого в регионе не всякий может потягаться.

К этому стоит добавить, что и у Израиля военный потенциал имеется. Он вполне может создать проблемы Тегерану своими ракетами, скажем, в Ормузском проливе, саботируя экспорт иранской нефти. Однако в данном случае это самое «может» на практике сильно далеко от «а захочет ли».

Все-таки через Ормузский пролив идет не только иранская нефть. Через него проходит ежедневно около 20 млн баррелей жидких углеводородов. Почти 75% из них — это нефть и газовый конденсат, а четверть — продукты нефтепереработки. При всем этом заменить такой маршрут нечем. Есть, конечно саудовский нефтепровод «Восток-Запад», но это лишь прокачка 5 млн б/с. Остальные объемы нефти и нефтепродуктов останутся «заперты».

В Израиле прекрасно понимают, что удар по этому региону спровоцирует на мировом рынке панику и бешеный рост цен нефти. За что уж точно не скажут «спасибо» ни в Европе, ни в США, (где еще и на носу президентские выборы, а удорожания бензина в Белом доме боятся как огня).

Трейдеры — и вообще весь рынок нефти в целом — это прекрасно понимают, поэтому, несмотря на завораживающие кадры сотен взрывающихся ракет в небе Ближнего Востока, цена нефти настолько лениво «шевелится». Даже аналитики Goldman Sachs отмахнулись от этого конфликта, как от бычьего фактора, сославшись на потенциальное хеджирование со стороны производителей.

Потребители нефти на страже порядка!

Как объяснил в комментарии для «НиК» аналитик ФНЭБ эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, мировой рынок нефти в определенном смысле в некотором замирании. С одной стороны, было бы логично скупать фьючерсы для того чтобы цена подросла. Якобы все ждут дальнейшей эскалации и ограничения экспорта нефти ИРИ, которая составляет сейчас около 1 млн б/с… или даже вообще перекрытия Ормузского пролива, что обвалило бы предложение нефти на мировом рынке. Но есть и противовес.

«Во-первых, катастрофических последствий удара Ирана, на которые Израиль гарантировано вынужден отвечать, не было. Во-вторых, само руководство ИРИ заявило, что атаковать больше не будет.

Но что более важно — это позиция США, которым эскалация конфликта не нужна. У демократов на носу выборы и рост цен на нефть (и подорожание топлива в Штатах) крайне нежелательны для них. Белый дом будет всячески уговаривать Израиль не отвечать Ирану. Возможно, будут удары по „Хезболле“ в Ливане, по Сирии, по Йемену. Но это как раз рынок нефти не испугает, логистику не нарушит», — сказал эксперт.

Игорь Юшков подчеркнул, что заменить иранскую нефть, в случае чего, на мировом рынке здесь и сейчас вряд ли получится. Разве что участники ОПЕК+ увеличат объем производства. Но тогда придется изменять квоты, что нарушит нынешнюю стратегию картеля. Со временем Иран заменить можно: наращивают производство Гайана, Бразилия, США и Канада. Но при этом непонятно, как быстро это получится. Особенно под вопросом рост производства в США и Канаде.

«Потенциальная остановка экспорта нефти из ИРИ — это угроза роста цен до $120 за баррель. Примерно такая паника была, когда РФ только перестраивала свою логистику экспорта нефти на Восток. Сверхдорогая нефть всегда убивает спрос и приводит к инфляции в странах-импортерах, с чем начинают активно бороться Центробанки, поднимая ключевые ставки… что в итоге бьет по экономике целых регионов», — поделился мнением аналитик ФНЭБ.

Что с нефтянкой Ирана?

По состоянию на конец 2023-го даже в Минэнерго США (EIA) оценили добычу черного золота в Иране на уровне 3,1 млн б/с. Представитель Иранского союза экспортеров нефти, газа и нефтехимической продукции в то же время говорил о 3,4 млн б/с.

Для сравнения:

  • после очередного витка санкций Запада добыча в ИРИ уменьшилась с 3,7 млн б/с в 2010-м до 2,7 млн б/с в 2013-м;
  • после еще одной волны рестрикций, запущенных Дональдом Трампом, добыча в Иране (к тому времени немного подросла) с 2018 по 2020 гг. упала с 3,4 млн б/с до 2 млн б/с.

Если опираться на данные американского ведомства, добыча нефти в Иране в 2023 году выросла на 500 тыс. б/с. А если посмотреть на данные таможни ИРИ, то экспорт иранской нефти в денежном выражении достиг $35,8 млрд за 12 месяцев до конца марта 2024 года.

Проще говоря, нефтянка Ирана сегодня чувствует себя довольно хорошо. Пусть и медленно, но продолжает рост. Даже несмотря на санкции и тот факт, что на китайском рынке — важнейшем для Тегерана — уже второй год подряд все более значимую долю занимает российская нефть.

Игорь Юшков отметил, что Иран в последние годы наращивает добычу нефти. По итогам марта она оценивалась в рекордные объемы со времен введения санкций против ИРИ. Тегеран не связан квотами ОПЕК+ (освобожден от них ввиду санкций, хотя входит в саму ОПЕК), так что ему не ничего не мешает наращивать объемы.

«Пока даже трудно сказать, вышел ли Иран на плато по производству черного золота. Месячные данные (хоть и оценочные) говорят о постоянном росте. Когда он остановится, сказать сейчас крайне сложно», — резюмировал эксперт.

Автор: Илья Круглей

Источник: OilCapital.ru, 16.04.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики