Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Война газопроводов

Война газопроводов

Между Россией и Европой растет напряжение по поводу строительства новых газопроводов. ЕС активно сопротивляется реализации проекта «Южный поток», а российская сторона категорически против строительства Транскаспийского трубопровода, который продвигает Европа.

Европа против «Южного потока»

В четверг в Сочи состоится подписание соглашения акционеров проекта строительства газопровода «Южный поток», в котором будут оговорены все права и обязанности сторон, распределение долей и параметры возможного выхода из проекта.

Реализации этого проекта противостоит Европа, которая преследует цель диверсификации поставок газа на европейский рынок и снижения зависимости от российского Газпрома. Так, накануне подписания соглашения комиссар Евросоюза по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер раскритиковал проект газопровода «Южный поток».

По словам еврокомиссара, российский проект – это попытка Москвы помешать развитию альтернативных газопроводов Nabucco и Транскаспийского газопровода, сообщает BBC.

Эттингер заявил, что «Южный поток» не заставит ЕС отказаться от Nabucco и Транскаспийского газопровода, цель которого – диверсифицировать поставки газа на  европейский рынок.

Как считает глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу, строительство газопроводов является краеугольным камнем стратегии ЕС покончить с зависимостью от Газпрома и уже давно один из наивысших приоритетов, пишет Financial Times.

Буквально на днях Еврокомиссия получала мандат от имени 27 стран – участниц Евросоюза на переговоры с Туркменией и Азербайджаном по поводу строительства Транскаспийского трубопровода, который должен составить конкуренцию «Южному потоку».

Россия в шоке

МИД России выразил удивление в связи с решением Совета ЕС по проекту  Транскаспийского газопровода, посчитав, что это может осложнить ситуацию в регионе. Решения по столь масштабным проектам должны приниматься при участии всех прикаспийских государств (Азербайджан, Россия, Казахстан, Иран и Туркмения), считают в министерстве.

«Рассчитываем, что Совет Евросоюза с должным вниманием отнесется к позиции России и других государств – участников «каспийской пятерки» и воздержится от действий, не согласованных в соответствующем формате», – подчеркнул  официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.

Вместе с тем, как предостерег постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов, получение мандата Еврокомиссией политически усилит позицию европейских стран в переговорном процессе с Азербайджаном и Туркменией.

«В глазах ее представителей это первое реальное проявление единой внешнеэнергетической политики ЕС, нехватка которой, традиционно уже, расценивалась брюссельскими еврочиновниками как неспособность Евросоюза говорить «одним голосом» со странами – поставщиками энергоносителей», – приводит слова Чижова «Интерфакс».

Игра Азербайджана

Кроме того, масла в огонь подлил на днях Азербайджан, который заявил об открытости для обсуждения строительства Транскаспийского газопровода.

«Транскаспийский проект не является нашим проектом. Это проект между Туркменистаном и Европейским союзом. Согласно Европейской энергетической хартии, мы являемся открытой транзитной страной, и инфраструктура, которую они (ЕС и Туркменистан) намерены построить, является делом этих двух сторон. ... Мы уже говорили о том, что открыты для обсуждения данного вопроса», – приводит слова президента Госнефтекомпании Азербайджана Ровнага Абдуллаева РИА «Новости».

Бывший президент Госнефтекомпании Азербайджана в 1992–1993 годах Сабит Багиров также заявил о том, что Россия является  лишь третьей стороной в вопросе реализации проекта Транскаспийского газопровода.

«Полномочия принятия решений по реализации Транскаспийского газопровода принадлежат Азербайджану и Туркменистану», – заявил Багиров. «России следует учесть, что она сама также относится к перечню тех самых третьих сторон», – добавил азербайджанский эксперт.

Шансов больше у России

Вместе с тем Чижов уверен, что политическое усиление позиций не поможет ускорить переговорный процесс Европы со странами – поставщиками газа, поскольку существует проблема, которая «выходит за рамки сферы просто газовой инфраструктуры, и вообще за рамки сферы энергетики».

Проблема лежит в международно-правовой плоскости. Дело в том, что Каспий расположен на границе Европы и Азии и окружен территориями России, Казахстана, Ирана, Туркменистана и Азербайджана. Побережье Каспия принадлежит только пяти государствам.

«В течение уже многих лет в этой «каспийской пятерке» ведутся предметные дискуссии относительно правового статуса Каспия. Речь идет о разработке конвенции о правах на это море. Кстати говоря, состоялись уже три саммита этой группы. Последний был в прошлом году в Баку. Окончательной договоренности по конвенции нет, но есть договоренность о тех принципах, на основе которых должны решаться проблемы использования ресурсов и самой территории Каспия», – сообщил российский дипломат.

По мнению Чижова, «невозможно опровергать, что строительство газопровода по дну Каспийского моря – это серьезный проект, это один из тех ключевых вопросов, которые должны решаться консенсусом «каспийской пятерки».

«К сожалению, данный проект ни с Россией, ни с другими странами, не участвующими в нем, Евросоюз не обсуждал», – сказал Чижов.

Эксперты уверены, что у Европы мало шансов продвинуть свой проект. «Однозначно у «Южного потока» больше шансов. Дело в том, что строительство Транскаспийского газопровода упирается в правовой статус Каспия. То, что Еврокомиссия будет вести переговоры от лица 27 стран – членов Евросоюза, – это мало что меняет, поскольку они не принимают решения по правовому статусу Каспия – это дело пяти стран. Они могут вести лишь переговоры», – комментирует аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков.

Эксперт считает, что Россия и Иран сделают все возможное, чтобы не допустить на рынок конкурентов, поэтому никто не разрешит вести дополнительную трубу по дну Каспийского моря. С этим мнением также солидарен гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Россия против Транскаспийского газопровода, потому что если Туркмению соединить с Азербайджаном, это даст возможность поставлять туркменский газ на европейский рынок, минуя российскую территорию. Естественно, нам такая конкуренция не нужна, это только ухудшит наши позиции на европейском рынке», – подчеркнул Константин Симонов.

Как сообщил Чижов, он намерен донести позицию России до Евросоюза в ближайшее время. «Я в самое ближайшее время намерен обсудить эту проблему с членом Европейской комиссии по энергетике господином Гюнтером Эттингером», – сообщил российский дипломат. Дипломат полагает, что это будет предметом обсуждения и на высоком политическом уровне. «Мы свою озабоченность данной проблемой от Евросоюза не скрывали и скрывать не собираемся. Мы исходим из того, что инициаторы этого проекта, включая Евросоюз, несут всю полноту ответственности, в том числе по международному праву», – подчеркнул постпред РФ при ЕС.

Отметим, что Транскаспийский трубопровод должен стать частью Южного коридора, который предусматривает поставки газа из бывших республик СССР в Центральной Азии, а также, вероятно, из Северного Ирака и Северной Африки. Планируется ежегодно транспортировать 20–30 миллиардов кубометров газа. Стоимость проекта оценивается в 7,9 миллиарда евро.

Автор: Полина Спелова

Источник: Взгляд, 15.09.2011 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики