Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Доходы от продажи лицензий на недра в 2023 году упали до минимума за 13 лет

Доходы от продажи лицензий на недра в 2023 году упали до минимума за 13 лет

Крупных месторождений на торгах становится все меньше, а рентабельность разработки снижается 

Объем поступлений в бюджет России от продажи лицензий на право пользования участками недр в 2023 г. снизился на 37% в сравнении с предыдущим годом до 25,3 млрд руб. Об этом сообщил 4 апреля заместитель руководителя Роснедр Дмитрий Данилин. Это самый низкий показатель с 2010 г., следует из материалов Роснедр.

В ходе коллегии Роснедр Данилин назвал несколько факторов, которые привели к падению доходов государства от продажи лицензий. Среди них – санкционное давление, исчерпание крупных рентабельных объектов в нераспределенном фонде, недопуск иностранцев к участию в аукционах, а также установление специальных требований к участникам. Это приводит к ограничению конкуренции на торгах и снижению доходов государства от разовых платежей, считает он. 

Принятый в декабре 2022 г. девятый пакет санкций ЕС запрещает новые инвестиции в российскую горнодобывающую промышленность. Исключения сделаны для железной руды, меди, титана, алюминия, никеля и палладия.

Увеличение налоговой нагрузки на недропользователей также негативно сказывается на поступлениях в бюджет от продажи лицензий, говорит Данилов. По его словам, введение рентного коэффициента к ставке налога на добычу полезных ископаемых, изменение порядка налогообложения по нескольким видам полезных ископаемых и привязка к мировым ценам на добываемую продукцию привели к снижению привлекательности инвестиций в разработку новых месторождений.

По словам Данилина, с 2020 г. Роснедра перевыполняли план по доходам. 98% администрируемых ведомством доходов приходится на разовые платежи за пользование недрами, пояснил он. При этом поступления в бюджет, как правило, перекрывают расходы государства на геологоразведку и пополнение минерально-сырьевой базы. Но в 2023 г. плановое значение по доходам достигнуто не было. Из заявленных в прошлом году 300 аукционов торги состоялись лишь по 197, или 66% от их общего числа, уточнил Данилин.

Из представленных на коллегии материалов Роснедр следует, что в прошлом году было проведено 77 аукционов на право пользования участками с запасами и ресурсами углеводородного сырья. Но состоялось из них лишь 47. На участки с твердыми полезными ископаемыми (ТПИ) состоялось 149 аукционов из 218 объявленных. Доходы от аукционов на право пользования нефтегазовыми участками составили 6,1 млрд руб., ТПИ – 12 млрд руб., говорится в материалах.

Заместитель руководителя Роснедр Орест Каспаров пояснил, что торги оказываются несостоявшимися, из-за того что на предложенных участках отсутствуют доказанные и извлекаемые запасы или запасы имеют низкую рентабельность. Это означает, что они являются трудноизвлекаемыми или участки значительно удалены от объектов инфраструктуры.

В 2024 г. Роснедра планируют получить от продажи лицензий на недра 29,5 млрд руб., говорится в презентации агентства. Для выполнения плана необходимо провести 250 аукционов.

Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов на коллегии предложил Роснедрам пересмотреть подход к проведению аукционов. Он отметил, что агентство должно ориентироваться не на их количество, а на введение участков в экономический оборот. Например, на аукционах можно было бы использовать кластерный подход, т. е. проводить торги на несколько участков с высокой и низкой рентабельностью запасов. Также Козлов отметил, что в рамках торгов на право пользования небольшими участками можно предусмотреть отдельные требования, чтобы заинтересовать компании в участии в них.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что основная причина снижения доходов от продажи лицензий на недра – сокращение числа крупных месторождений на торгах. Он поясняет, что из-за этого уменьшается как общая стоимость участков на аукционах, так и интерес недропользователей к ним.

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков объясняет падение доходов бюджета от продажи лицензий влиянием нескольких факторов. В первую очередь, это антироссийские санкции, которые затрудняют геологоразведку и добычу полезных ископаемых, экспорт полученной продукции, а также снижают доходность бизнеса, перечисляет он. Другая причина – риски дальнейшего роста налоговой нагрузки и снижения рентабельности инвестиций. Кроме того, негативное влияние оказывает рост процентных ставок по кредитам, добавляет Танурков. Юшков отмечает, что еще одной причиной являются рыночные факторы: в нефтяной сфере это сокращение добычи в рамках соглашения ОПЕК+, в газовой – снижение экспорта в Европу.

Рост спроса на новые лицензии возможен в случае стабилизации налоговой системы в России и снижения ключевой ставки, считает Танурков.

По мнению Юшкова, повысить интерес недропользователей к аукционам можно в том случае, если Роснедра, кроме оценки запасов, будут также предоставлять экономическое обоснование освоения участков. Он напомнил, что в конце марта этот вопрос обсуждался на встрече руководителя Роснедр Евгения Петрова с премьер-министром Михаилом Мишустиным. Петров тогда говорил, что Роснедра проводят полную технико-экономическую оценку разработки месторождений, включая подбор технологий, что позволит выставлять на аукционы «принципиально другие по качеству объекты».

Юрист юридической практики Kept Екатерина Ряднова добавляет, что повышению доходов бюджета также должно способствовать увеличение ставок платежей за пользование недрами при превышении компаниями установленных сроков геологоразведки. С 1 сентября 2024 г. за первый год превышения сроков геологоразведочных работ регулярный платеж увеличивается в 2 раза, за второй – в 10 раз и за третий год – в 100 раз.

Авторы: Григорий Бачишвили, Василий Милькин

Источник: Ведомости, 05.04.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики