Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Удастся ли удержать цены на топливо в пределах общей инфляции?

Удастся ли удержать цены на топливо в пределах общей инфляции?

Как известно, в весенне-летний период значительную долю спроса на моторное топливо формируют аграрии, у которых в это время в разгаре находится сначала посевная, а позднее и уборочная кампания. Также возрастает количество людей, путешествующих на автомобилях на дальние расстояния, в том числе на курорты юга России. Поскольку горячий сезон уже наступил, многих волнует вопрос о том, ждать ли нам очередного скачка цен на бензин и дизель на российских АЗС

Напомним, в августе-сентябре прошлого года на топливном рынке сложилась кризисная ситуация, в ходе которой наблюдался резкий рост оптовых, а вслед за ними и розничных цен на топливо. А в ряде регионов фиксировалась и физическая нехватка топлива на заправках. С проблемами столкнулись в том числе такие сельскохозяйственные регионы, как Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович объяснял, что дисбаланс обусловлен возросшим внутренним спросом, который совпал с высокими экспортными ценами и решением правительства урезать демпферные выплаты для нефтяников. Механизм демпфера действует в РФ с 2019 года и позволяет компенсировать из бюджета разницу между внутренними и экспортными ценами на топливо, чтобы нефтяные компании сначала насыщали внутренний рынок, а уже потом думали о поставках за рубеж по выгодным ценам.

В рамках нового порядка расчёта демпферные выплаты сокращались на 50%, что и привело к подорожанию и локальным дефицитам топлива внутри страны. В итоге попытка сэкономить бюджетные средства была признана неудачной. Власти на время административно запретили экспорт нефтепродуктов для скорейшего насыщения внутреннего рынка, а затем вернули выплаты по демпферу в полном объёме. В этом году правительство решило перестраховаться и в преддверии начала весенних полевых работ ввело полугодовой запрет на экспорт бензина, который начал действовать с 1 марта. Продажу за границу дизеля полностью запрещать не стали, но повысили до 16% норму обязательной продажи этого вида топлива на российской бирже. С таким предложением выступил вице-премьер Александр Новак, который пояснил, что эти меры необходимы для стабилизации рынка на фоне возросшего спроса в связи с сельхозработами и летними отпусками с одновременным ограничением производства из-за плановых ремонтов НПЗ. Предложение Новака в итоге было принято.

Однако вскоре возникла новая проблема. Участились атаки беспилотников на нефтеперерабатывающие предприятия в разных регионах РФ. Различную степень повреждений в феврале-марте получили НПЗ и топливохранилища в Нижнем Новгороде, Рязани, Волгограде, Самарской области и Краснодарском крае. Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечал, что дизтоплива в РФ производится вдвое больше, чем потребляется, поэтому выбытие некоторых мощностей в этом сегменте некритично. Зато в России потребляется 90% от всего производимого бензина, и именно рынок бензина острее всего реагирует на подобные атаки. По словам Юшкова, только завод «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», пострадавший от удара БПЛА, производил до 10% от всего российского бензина. Поэтому подобные происшествия могли оказаться чувствительными для потребителей. Тем более что после некоторого перерыва атаки возобновились: 24 апреля пострадали объекты ТЭК в Смоленской области, а в ночь на 27 апреля повреждения получил Ильский НПЗ на Кубани.

Впрочем, у властей остаётся вариант восполнения возможного дефицита за счёт поставок нефтепродуктов из соседних дружественных стран. Игорь Юшков рассказывал, что из-за европейских санкций недозагруженными остаются нефтеперерабатывающие мощности Беларуси, и можно обратиться к Минску для переработки российской нефти в нефтепродукты, опять же, для нужд РФ. Позднее источники Reuters в промышленности сообщили, что этот механизм действительно задействуется, и в марте поставки бензина из Беларуси выросли в несколько раз.

В целом ситуацию с обеспеченностью топливом удаётся удерживать в приемлемых рамках. С начала года, по данным Росстата, бензин подорожал лишь на 1,2%, а дизтопливо – на 0,6%, что ниже общей инфляции вдвое и вчетверо соответственно. Аналитики «Делового профиля» отмечают, что летом рост розничных цен, скорее всего, продолжится, но будет незначительным. Подорожание бензина и дизеля может достичь общего уровня инфляции, но вряд ли превысит его. Основными факторами подорожания эксперты назвали рост цен на нефть, внутрироссийских тарифов и увеличение расходов на оборудование и персонал.

С этой оценкой согласен независимый финансовый аналитик Борис Ушерович. Он напомнил, что с начала года биржевая стоимость бензина АИ-92 и АИ-95, а также летнего дизеля выросла уже на 8,23%, что заставляет правительство принимать дополнительные меры, чтобы не дать этому росту в полной мере перекинуться на розницу. Призыв вице-премьера Александра Новака проверить рынок мелкого опта и исключить необоснованное завышение цен эксперт назвал обоснованным, и ряд ведомств уже занимаются этим вопросом. Кроме того, должен помочь и тот самый временный запрет на экспорт бензина. Правда, из него есть исключения: нефтепродукты по-прежнему можно продавать в страны ЕАЭС, Узбекистан, но, если внимательно следить за этими поставками, недобросовестного использования этих исключений можно не допустить. Сейчас топливный рынок находится не просто под пристальным вниманием властей, но практически в режиме ручного управления. Поэтому, по прогнозу Ушеровича, стоимость топлива в ближайшее время может вырасти, но не катастрофично – максимум на 1-2 рубля за литр. Конечно, нельзя исключить такие непредвиденные факторы, как вывод из строя новых мощностей нефтепереработки, однако в текущих условиях ценовая динамика ближайшего времени представляется достаточно спокойной.

Источник: Московские ведомости, 01.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики