|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Курс на вытеснение. США ввели новые препоны экспорту газа из России Курс на вытеснение. США ввели новые препоны экспорту газа из РоссииСтремясь вытеснить Россию с европейского рынка сжиженного газа, США ввели новые санкции против российского проекта «Арктик СПГ-2». Эксперты aif.ru рассказали, какое влияние ограничения окажут на развитие сегмента СПГ и доходы от экспорта газа. По итогам 2023 года США стали крупнейшим экспортером СПГ в Европу. Американские производители в среднем поставляли 201 млн куб. м газа в сутки, заняв 48% рынка Евросоюза, хотя еще в 2021 году этот показатель составлял 27%. Россию оттеснили на 3-е место, мы поставляли ежесуточно в среднем 51 млн куб. м, обеспечив 13% потребностей ЕС в сжиженном газе. Но и этот скромный показатель беспокоит США, они намерены еще больше нарастить свою долю и вовсе вытеснить Россию с рынка СПГ. С этой целью были введены очередные санкции против одного из крупнейших российских проектов по производству сжиженного газа — «Арктик СПГ-2» мощностью почти 20 млн тонн в год. «Вводя санкции, США, помимо всего прочего, ограничивают конкуренцию на газовом рынке, — поясняет замгендиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. — Демонстрируют, что будут отстаивать свое доминирование. Это сигнал всем, что Вашингтон ради своего лидерства готов вести себя на рынке с „грацией ковбоя в посудной лавке“». Теперь США ударили санкциями еще по 4 судоходным компаниям, которые должны были транспортировать газ от нашего производителя к потребителям. «Главной проблемой для „Арктик СПГ-2“ является наличие в достаточном количестве судов-газовозов, — поясняет доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов. — Часть из них строится на южнокорейских верфях, и если Сеул будет жестко соблюдать американские санкции, то нам придется рассматривать иные варианты, например, кооперацию с Китаем». Такие суда строятся достаточно долго, их спуск на воду и передачу заказчику можно рассматривать лишь в среднесрочной перспективе, поэтому «сейчас введенные Вашингтоном ограничения могут стать серьезным препятствием для реализации проекта „Арктик СПГ-2“», — опасается Андрианов. В целом, подорвать в будущем производство энергоносителей, как на то рассчитывают в Вашингтоне, не удастся, на нефтегазовый комплекс России новые ограничения серьезного влияния не окажут. «Потери бюджета если и будут, то незначительные, серьезной угрозы нет, — уверен Гривач. — Наши арктические проекты СПГ развивались при серьезной бюджетной поддержке, они освобождались на первоначальном этапе от многих видов сборов, им выдавались различные льготы. Но тот же „Арктик СПГ-2“ еще не введен в строй на полную мощность, от него еще не было налоговой отдачи, соответственно, объем отчислений и не сократится, он и так был на минимальном уровне». Статистика Минфина подтверждает — в 1 квартале 2024 года нефтегазовые доходы бюджета составили 2,928 трлн руб., что на 79,1% превышает показатель аналогичного периода 2023 года. «Динамика нефтегазовых доходов показывает, что санкции не привели к негативному влиянию на российскую экономику или падению поступлений в бюджет, — указывает Валерий Андрианов. — Нефтяной сектор новые санкции вообще не затрагивают, наш уровень добычи регулируется в рамках договоренностей ОПЕК+. С газовой отраслью немного хуже, наш суммарный экспорт голубого топлива сократился из-за падения поставок в Европу, и здесь нужно продолжать искать новые рынки сбыта». Самым же уязвимым сектором является производство сжиженного газа. В России наладили выпуск многих видов необходимого оборудования, и даже часть газовозов строится на отечественных верфях. Но некоторые технологии остаются импортными, и «здесь из-за санкций возможно точечное сокращение производства, особенно это касается проектов, находящихся в стадии реализации, — отметил Андрианов. — При этом для проектов, которые уже запущены, такие риски минимальны». Автор: Евгений Никтовенко Источник: АиФ, 02.05.2024 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|