Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Курс на вытеснение. США ввели новые препоны экспорту газа из России

Курс на вытеснение. США ввели новые препоны экспорту газа из России

Стремясь вытеснить Россию с европейского рынка сжиженного газа, США ввели новые санкции против российского проекта «Арктик СПГ-2». Эксперты aif.ru рассказали, какое влияние ограничения окажут на развитие сегмента СПГ и доходы от экспорта газа.

По итогам 2023 года США стали крупнейшим экспортером СПГ в Европу. Американские производители в среднем поставляли 201 млн куб. м газа в сутки, заняв 48% рынка Евросоюза, хотя еще в 2021 году этот показатель составлял 27%. Россию оттеснили на 3-е место, мы поставляли ежесуточно в среднем 51 млн куб. м, обеспечив 13% потребностей ЕС в сжиженном газе. Но и этот скромный показатель беспокоит США, они намерены еще больше нарастить свою долю и вовсе вытеснить Россию с рынка СПГ. С этой целью были введены очередные санкции против одного из крупнейших российских проектов по производству сжиженного газа — «Арктик СПГ-2» мощностью почти 20 млн тонн в год.

«Вводя санкции, США, помимо всего прочего, ограничивают конкуренцию на газовом рынке, — поясняет замгендиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. — Демонстрируют, что будут отстаивать свое доминирование. Это сигнал всем, что Вашингтон ради своего лидерства готов вести себя на рынке с „грацией ковбоя в посудной лавке“».

Теперь США ударили санкциями еще по 4 судоходным компаниям, которые должны были транспортировать газ от нашего производителя к потребителям. «Главной проблемой для „Арктик СПГ-2“ является наличие в достаточном количестве судов-газовозов, — поясняет доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов. — Часть из них строится на южнокорейских верфях, и если Сеул будет жестко соблюдать американские санкции, то нам придется рассматривать иные варианты, например, кооперацию с Китаем». Такие суда строятся достаточно долго, их спуск на воду и передачу заказчику можно рассматривать лишь в среднесрочной перспективе, поэтому «сейчас введенные Вашингтоном ограничения могут стать серьезным препятствием для реализации проекта „Арктик СПГ-2“», — опасается Андрианов. 

В целом, подорвать в будущем производство энергоносителей, как на то рассчитывают в Вашингтоне, не удастся, на нефтегазовый комплекс России новые ограничения серьезного влияния не окажут. «Потери бюджета если и будут, то незначительные, серьезной угрозы нет, — уверен Гривач. — Наши арктические проекты СПГ развивались при серьезной бюджетной поддержке, они освобождались на первоначальном этапе от многих видов сборов, им выдавались различные льготы. Но тот же „Арктик СПГ-2“ еще не введен в строй на полную мощность, от него еще не было налоговой отдачи, соответственно, объем отчислений и не сократится, он и так был на минимальном уровне».

Статистика Минфина подтверждает — в 1 квартале 2024 года нефтегазовые доходы бюджета составили 2,928 трлн руб., что на 79,1% превышает показатель аналогичного периода 2023 года. «Динамика нефтегазовых доходов показывает, что санкции не привели к негативному влиянию на российскую экономику или падению поступлений в бюджет, — указывает Валерий Андрианов. — Нефтяной сектор новые санкции вообще не затрагивают, наш уровень добычи регулируется в рамках договоренностей ОПЕК+. С газовой отраслью немного хуже, наш суммарный экспорт голубого топлива сократился из-за падения поставок в Европу, и здесь нужно продолжать искать новые рынки сбыта».

Самым же уязвимым сектором является производство сжиженного газа. В России наладили выпуск многих видов необходимого оборудования, и даже часть газовозов строится на отечественных верфях. Но некоторые технологии остаются импортными, и «здесь из-за санкций возможно точечное сокращение производства, особенно это касается проектов, находящихся в стадии реализации, — отметил Андрианов. — При этом для проектов, которые уже запущены, такие риски минимальны».

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 02.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики