Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китай попал под американский удар по российскому СПГ

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

Китай попал под американский удар по российскому проекту «Арктик СПГ – 2»

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

США расширили санкции против российских СПГ-проектов «Новатэка». В первую очередь они затронут проект «Арктик СПГ – 2». Под новые санкции попали пять компаний и 16 судов, в том числе четыре уникальных судна, предназначенных специально для перевозки крупногабаритных тяжеловесных конструкций.

Это уже четвертая волна санкций против «Арктик СПГ – 2». В сентябре 2023 года под санкции попали компании, которые оказывают строительные и инжиниринговые услуги для проекта, в ноябре 2023 года под санкции попал оператор проекта, а в феврале 2024 года были введены санкции, которые оказали давление на логистику проекта, связанную со строительством технологических линий и танкеров-газовозов ледового класса Arc7 для проекта. Новый пакет санкций ограничивает поддержку проекта со стороны третьих сторон.

В частности, в SDN-лист попала сингапурская Red Box, которая перевозила китайские модули для завода «Арктик СПГ – 2» на своих специальных судах усиленного ледового класса Arc7 – Audax и Pugnax. Red Box поставила модули для «Арктик СПГ – 2» в конце февраля 2024 года, то есть после введения санкций США против этого российского проекта, заявил Госдеп США.

Эти суда были построены в 2016 году специально под поставку китайских модулей для проектов «Новатэка», в том числе по Севморпути для ускорения доставки. Эта же компания доставляла модули для первого российского проекта «Ямал СПГ».

Также под санкции попала гонконгская CFU Shipping и ее суда-тяжеловозы Hunter Star и Nan Feng Zhi Xing, которые также доставляли модули для российского СПГ-завода.

Кроме того, под санкции попали две российские компании – «ЭКО Шиппинг» и «Трансстрой», так как они строили инфраструктуру в том числе для «Арктик СПГ – 2», плюс девять российских судов «ЭКО Шиппинг» и три судна «Трансстроя».

«Как строился «Ямал СПГ»? Все оборудование доставлялось в Китай, там собирали крупные модули, которые потом привозили в Сабетту на Ямальский полуостров, выгружали и дальше монтировали сам завод. Потом завод подключали к газовым месторождениям – и начинало всё работать. Примерно такая же работа велась и над «Арктик СПГ – 2». Часть модулей, скорее всего, по-прежнему делается не в России, а в Китае. И эти специализированные суда как раз доставляют эти готовые модули в Белокаменку», – говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Для производства СПГ-завода необходимо, во-первых, создать железобетонные платформы, с чем мы справляемся самостоятельно. Эти платформы или основания гравитационного типа производятся в Мурманске. Во-вторых, надо создать модули линий сжижения природного газа, с чем нам помогают китайцы. Китай собирает модули, доставляет их в Мурманск, где их ставят на готовую платформу. Затем морем платформа с модулем транспортируется к месту установки в Арктике. Суда-тяжеловозы сделаны специально для перевозки таких крупногабаритных грузов. Третий элемент – это создание секций трубопроводов, в чем мы сильны сами.

Юшков напоминает, что изначально хотели локализовать производство модулей в России, но когда в 2022 году ЕС запретил поставлять в Россию оборудование для строительства СПГ-заводов, стало понятно, что лучше оборудование продолжать поставлять в Китай и там собирать готовые модули. Для каждой очереди «Арктик СПГ – 2» требуется 20 модулей, а всего планировалось три очереди. В целом такая схема должна была использоваться десятилетиями, то есть пока «Новатэк» будет строить свои типовые СПГ-заводы один за одним.

Что же будет теперь? 

«Найти замену запрещенным судам, скорее всего, нельзя. Но ее и не будут искать. Эти суда продолжат и дальше возить грузы для российских арктических проектов, по крайней мере, если «Новатэк» и дальше будет строить СПГ-проекты.  

Эти суда изначально должны были работать именно с Россией. Возможно, их как-то переоформят – и всё. Ожидать, что американцы выведут из-под санкций эти китайские компании и суда, даже если они прекратят санкционную деятельность, вряд ли стоит», – считает Игорь Юшков.

Новый пакет санкций против третьих сторон, в частности китайских компаний и судов, неспроста принимают именно сейчас. «Это результат визита Энтони Блинкена (госсекретарь США) и Джанет Йеллен (министр финансов США) в Китай. США открытым текстом сказали Китаю, во-первых, прекращать помогать России обходить санкции и поддерживать ее экономику, во-вторых, договариваться по поводу производства оборудования для возобновляемой энергетики. Второе не касается России. Китай массово производит оборудование для ВИЭ и вытесняет как европейские, так и американские компании с этого рынка, создает переизбыток предложения подобного оборудования, которое становится дешевле. В итоге западные компании по экономике не проходят и проигрывают конкуренцию китайским компаниям. Ввод новых санкций говорит о том, что США явно не удалось навязать свою волю Китаю», – рассказывает эксперт ФНЭБ.

Введение санкций против российских судов, которые перевозят обычные грузы – это вообще не страшно, так как российские собственники работают только на российском рынке, рассчитываются в рублях, и если надо будет, могут перерегистрировать компании и переименовывать суда, отмечает собеседник.

И все же санкции Запада создают определенные проблемы для российских СПГ-проектов.

«Российские СПГ-проекты, безусловно, сейчас страдают и несут большие издержки. Но история с судами – это, наверное, самая меньшая из проблем, которые сейчас есть. Первая очередь «Арктик СПГ – 2» была запущена под Новый год, но ни одной партии СПГ так и не было отгружено. То есть завод стоит целый квартал. Во-первых, нет газовозов, и даже если газовозы появятся, то есть еще и вторая проблема – кому продавать газ. Потому что акционеры проекта, которые должны были покупать этот газ, объявили форс-мажоры по своим контрактам. 

Осмелиться закупать СПГ с этого проекта может только Китай, который, понятно, будет выдавливать для себя наиболее эффективную цену.  

Китайским компаниям в этом проекте принадлежит 25%, и они надеются, что когда завод начнет отгружать СПГ, то вся продукция пойдет в Китай по очень привлекательным ценам», – рассказывает Игорь Юшков.

В целом под ударом оказались все новые типовые проекты «Новатэка». Эксперт не исключает, что в будущем могут быть введены новые санкции, например, против верфи, откуда доставляются модули, или компаний, которые закупают оборудование для этих модулей и т. д.

Пока все эти санкции не затрагивают «старый» проект «Новатэка» – «Ямал СПГ», однако Юшков уверен, что и он в будущем может попасть под удар, потому что США никакой российский газ не нужен. «Возможно, США ждут новой мировой волны ввода в эксплуатацию СПГ-заводов, которая планируется с 2026 года, и тогда введут санкции против «Ямал СПГ», – размышляет Юшков.

Все разговоры о том, что санкции США против арктических проектов СПГ нацелены на то, чтобы снизить доходы российского государства – это чистой воды лицемерие. Потому что арктические проекты СПГ «Новатэка» фактически ничего не платят в бюджет благодаря временному обнулению налогов, а экспортной пошлины на СПГ вообще не предусмотрено в Налоговом кодексе, поэтому бюджету все равно, будут работать эти заводы или нет, говорит Юшков. США просто расчищают рынок сбыта для собственных новых СПГ-заводов, которые появятся с 2026 года.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 03.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики