Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Оценены масштабы кадрового дефицита в российской нефтегазовой сфере

Оценены масштабы кадрового дефицита в российской нефтегазовой сфере

Цифра в 40 тысяч человек выглядит вполне адекватной

В последнее время российские газовые и нефтяные компании испытывают серьезную нехватку рабочей силы. Ситуация связана с демографическим кризисом 1990-х годов, а также с высокой зарплатной конкуренцией со стороны вооруженных сил и ВПК. На сегодняшний день сектору не хватает порядка 40 тысяч сотрудников, сообщает издание Bloomberg. Мы спросили у экспертов, насколько это соответствует реальному положению вещей.

Кадровый дефицит в сырьевых отраслях наблюдается как среди квалифицированного персонала, так и среди простых рабочих. По данным компании Kasatkin Consulting (бывшее российское отделение Deloitte), на которые ссылается Bloomberg в своей статье, в январе-феврале средние заработные платы в российской «нефтянке» составляли примерно 125 тысяч рублей. Хотя это заметно выше, чем в среднем по стране, даже такие оклады проигрывают в конкурентной борьбе контрактам с Минобороны. 

Bloomberg пишет также, что отдельные предприятия ввели выплаты рабочим за приведенного сотрудника. Персоналу предлагают горячие обеды, медосмотры и корпоративный отдых, людям предпенсионного возраста – «работать как можно дольше». Несмотря на все меры, проблема нехватки рабочих рук продолжает усугубляться. Решить ее путем привлечения иностранных специалистов тоже пока не получается, поскольку ослабление рубля и международные санкции сделали Россию менее привлекательной для мигрантов из стран ближнего зарубежья.

«Сложно сказать, каков истинный, выражаемый в конкретных цифрах масштаб кадрового дефицита в российской нефтегазовой сфере, - говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Сама по себе она крайне сегментирована: тут и непосредственно добыча сырья, и переработка, и сбыт. Да и строительство объектов ТЭК, в котором задействовано огромное количество мигрантов, тоже, по сути, относится к отрасли. Но проблема действительно есть. Не хватает даже не столько высококвалифицированных специалистов, менеджеров, руководителей, сколько работников на низовых позициях. Зарплатная конкуренция с Минобороны возникла, прежде всего, в массовом сегменте – там, где людям платят заметно меньше 200-250 тысяч рублей, которые получают военнослужащие и персонал обрабатывающих предприятий ВПК».

Безусловно, свою роль играет и фактор демографического старения. Но еще важнее то, рассуждает Юшков, что молодежь в России игнорирует технические профессии, в силу их якобы малой престижности, предпочитая финансовые или юридические вузы. Эта создававшаяся десятилетиями проблема сегодня проявилась сполна.

«Действительно, нефтегазовая отрасль уже некоторое время испытывает кадровые трудности, - согласен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. - События последних двух лет явно не пошли ей на пользу: в 2023 году индекс обеспеченности российских промпредприятий специалистами достиг показателя в -30,5 пункта – абсолютный минимум с начала исследований. Если в 2022 году нефтегазовая сфера открыла более 11 тысяч вакансий, то год спустя дефицит кадров составлял уже порядка 27,5 тысячи человек. Соответственно, озвученная Kasatkin Consulting цифра в 40 тысяч вполне может быть близка к истине. Если она и завышена, то не существенно».

Автор: Игорь Боков

Источник: МК, 06.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики