Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новые санкции ЕС могут затронуть СПГ, марганцевые руды и российский аналог SWIFT

Новые санкции ЕС могут затронуть СПГ, марганцевые руды и российский аналог SWIFT

Кроме того, Брюссель может запретить европейским политическим партиям, а также аналитическим центрам и другим организациям получать финансирование из России. Насколько серьезно новый пакет ударит по России?

Одной из основных целей нового, 14-го пакета европейских санкций может стать российский сжиженный природный газ, утверждает Politico. По данным портала, меры будут включать в себя запрет на транзит российского СПГ через европейские порты и ограничения для трех неназванных СПГ-проектов в России.

Сообщается, что ограничения призваны ударить по доходам российского бюджета, но издание признает, что это едва ли окажет серьезное влияние на экономику России. По оценкам Politico, санкции могут в той или иной мере затронуть лишь 25% российского СПГ-сектора.
О последствиях для российских экспортеров и мирового рынка рассуждает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Если европейцы вводят запрет на реэкспорт, на перевалку СПГ в своих портах, то они таким образом решают сразу две задачи. С одной стороны, они вроде как и санкции против российского СПГ ввели и отчитались о том, что продолжают давить на Россию. А с другой стороны, они сделали себе же лучше. Потому что если они бы изначально обсуждали запрет вообще на импорт российского СПГ, тогда они лишили бы себя одного из крупнейших поставщиков. Потому что сейчас Россия занимает второе место по объему поставок в Европу. И если бы европейцы запретили бы российский СПГ, то нужно было бы платить больше, чем готовы платить на азиатских рынках, чтобы СПГ из Катара достался именно им. А когда они вводят запрет на перевалку, они таким образом запирают у себя еще больше российского СПГ. Дело в том, что когда СПГ с Ямала приходит в Европу, он в любом случае отгружается в порт, но только часть газа становится газообразной и идет для потребления в европейских странах. Часть СПГ просто перегружается в другой танкер, и этот, уже другой танкер, отправляется на азиатские рынки. Потому что с Ямала СПГ в Европу газ доставляют только танкеры арктического класса. Никто другой пройти не может. А таких танкеров арктического класса только 15 штук в мире, и они все были построены по заказу именно под «Ямал-СПГ» в Южной Корее. И за счет того, что завод работает с превышением проектной мощности, этим газовозам арктического класса нужно как можно быстрее выгрузиться где-то и вернуться за новые партии. А оттуда уже, из Европы, их забирают газовозы не арктического класса и доставляют через Суэцкий канал и так далее на азиатские рынки и в Китай, и в Индию, если там выше цена, чем в Европе. И если европейцы, получается, запрещают перевалку, тогда они все грузы «Ямала-СПГ» фактически попытаются запереть в своем внутреннем рынке. Наоборот, насытить его еще дополнительно. Поэтому европейцы от этого только выиграют».

Свои данные о готовящемся пакете санкций приводит и Bloomberg. По данным агентства, среди прочего Еврокомиссия предлагает запретить использование российского аналога SWIFT — Системы передачи финансовых сообщений ЦБ. Также сообщается, что в Брюсселе обсуждают запрет на импорт российского гелия и ужесточение ограничений на экспорт в Россию марганцевой руды и других редкоземельных компонентов.

Последствия оценивает промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов:

«Россия через Европу получает порядка 2 млн тонн марганцевых руд в год. Марганцевые руды поступают в порты Прибалтики, а оттуда по железным дорогам перевозятся в нашу страну. В настоящее время в России не добываются марганцевые руды, поэтому отечественные предприятия по выпуску марганцевых ферросплавов, в частности, Челябинский электрометаллургический комбинат, достаточно сильно зависят от импорта минерального сырья из-за границы. Марганцевая руда добывается в основном в Австралии, ЮАР и в Габоне, есть и другие страны-поставщики, но их доля на глобальном рынке марганцевого сырья более скромная. Что будет происходить в том случае, если будет введен запрет на экспорт из европейского союза марганцевых руд, — скорее всего, их перевозки морским путем изменят свою географию, то есть если мы до настоящего времени везли через порты Прибалтики, а дальше по железной дороге, то тогда, соответственно, маршруты удлинятся в сторону портов России, это могут быть порты как Северо-Запада, так и Азовско-Черноморского региона, так и Дальнего Востока. Соответственно, изменится логистика доставок, возможно, усложнятся маршруты, но глобального обвала производства в России не произойдет, но, конечно, это все-таки будет достаточно неприятно».

Reuters указывает, что 14-й санкционный пакет может включать меры по усилению контроля за обходом санкций. В частности, для европейских компаний могут ввести ответственность за нарушение санкционного режима их дочерними структурами за пределами ЕС. Кроме того, Брюссель может запретить европейским политическим партиям и аналитическим центрам привлекать российское финансирование.
Ожидается, что предложения Еврокомиссии могут быть представлены странам — членам ЕС уже в пятницу, 10 мая.

Источник: BFM.RU, 06.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики