Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китайские грабли «Транснефти»

Китайские грабли «Транснефти»

Продолжаются упорные переговоры между «Транснефтью» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией по формуле цены на российскую нефть. Стороны не могут прийти к компромиссу. Китай отказывается признавать справедливость записанных ценовых формул, т.е. фактически ведет себя немножко «по-украински». Правда, контракт с Украиной опубликован в сети и с ним можно ознакомиться, а вот китайский контракт – великая тайна за семью печатями.

Ситуация с Пекином четко показывает, что новые рынки для России не должны являться самоцелью. Нет такой задачи: обязательно найти новый рынок сбыта и поставить туда наш газ. Как с Северной Кореей. Вот нет такой задачи – обязательно газифицировать КНДР, если мы понимаем, что она за газ платить не способна.

Самый главный вопрос: сколько мы будем получать за поставки наших энергоносителей и какая за это будет цена. В этом плане идея равнодоходности поставок в Китай по отношению с европейским рынком была логична. Но, к сожалению, Россия пошла другим путем. Прошло чуть более полугода с момента вступления в действие контракта по поставкам российского газа в Поднебесную, а мы уже испытываем первые сложности. А почему так получилось? Да потому что это такая тактика у нас – захватить плацдарм, а дальше уже разбираться. С Китаем такие вещи не действуют, к сожалению. В нашей энергетической политике в отношении этой страны надо придерживаться очень четких принципов. Как раз один из этих принципов – понимание того, что с поставок в КНР мы должны получать абсолютно такие же дивиденды, как и с поставок в Европу. Это касается и нефтяных дел, и газовых.

Не стоит поддаваться на известные китайские пропагандистские штучки, типа, «ой, у нас и нефти полно… и газа полно… у нас тут всего хватает, вы нам вообще не особо-то и нужны …». На самом деле, и по ценам мы видим, что СПГ на спотовом рынке сегодня обходится Пекину более чем в 450 долларов за тысячу кубов. Т.е. очень дорого. И когда Китай покупает газ в Туркмении по 120-140 долларов – это вопрос политической слабости Туркмении. Можно, конечно, поступить, как Ашхабад: «Возьмите у нас газ, нам бы только на ваш рынок выйти, а вы нам хоть что-нибудь заплатите». Но это путь неразумный. Надо понимать, что газ - востребованное топливо, надо четко осознавать общую ситуацию на мировом рынке энергоносителей. И не стоит поддаваться на провокативные выступления, когда нам говорят: «Ой, вы потеряете рынок Китая! Давайте быстрее! Несите свои дары, ну а по ценам потом, ребятки, договоримся». Вот уже разок мы наступили на эти китайские грабли, и надо, конечно, проявлять достаточно серьезную степень осторожности и внимания впредь.

И второй очень важный момент связан с тем, что Пекин, безусловно, выражает интерес к разработке восточносибирских месторождений. Тут логика-то понятна. Думаю, что следовало бы связать, на самом деле, вопрос поставки и нефти, и газа в Китай как раз с темпами освоения Восточной Сибири. Ведь сегодня мы поставляем туда вовсе не восточносибирскую нефть, а нефть из Западной Сибири, которая уже имела рынок сбыта. И по газу мы предлагаем проект «Алтай», который ведет с Надым-Пуртазовского района ЯНАО, месторождения которого – Уренгой, Ямбург – уже имеют готовый рынок сбыта в Европе. Зачем же мы предлагаем то, что есть в Западной Сибири? Это совершенно неразумный с экономической точки зрения подход, который, кстати, дает дополнительный аргумент Китаю по вопросу цены.

Теперь дело, по-видимому, продолжится в суде. Важно извлечь урок: не надо спешить, не надо паниковать, не надо подписывать документы, не изучив их внимательно - что там написано, какие там коэффициенты прописаны, потому что потом, как говорил премьер-министр, замучаетесь пыль глотать, бегая по судам. Вот это, к сожалению, и может произойти.  

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Эксперт, 16.09.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики