Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Меры сработали в полном объёме»: Минэнерго предложило снять запрет на вывоз бензина из России

«Меры сработали в полном объёме»: Минэнерго предложило снять запрет на вывоз бензина из России

В правительстве рассмотрят отмену запрета на экспорт бензина

Правительство России рассмотрит предложение Минэнерго о временном снятии запрета на экспорт бензина, заявил врио вице-премьера Александр Новак. По его словам, на сегодняшний день внутренний рынок страны перенасыщен топливом, поэтому кабмин может смягчить действующие ограничения. С 1 марта власти на полгода запретили компаниям поставлять горючее за рубеж во избежание дефицита в период высокого спроса весной и летом. При этом на фоне накопления значительных запасов данная мера стала избыточной, и её отмена не приведёт к резким ценовым скачкам, уверены специалисты. Как может измениться стоимость бензина в России до конца года — в материале RT.

Минэнерго России предложило правительству приостановить действие запрета на вывоз бензина из страны. Об этом во вторник, 7 мая, сообщил временно исполняющий обязанности заместителя председателя кабмина Александр Новак.

«Меры по закрытию экспорта... сработали в полном объёме. Рынок насыщен, и даже более того — перенасыщен. Поэтому в ближайшее время мы рассмотрим в правительстве предложение Министерства энергетики», — цитирует ТАСС Новака.

 

Власти запретили поставлять бензин за рубеж с 1 марта 2024 года. Ограничения не коснулись только государств Евразийского экономического союза (Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии), а также Южной Осетии, Абхазии, Монголии и Узбекистана.

Запрет был введён на полгода, чтобы обеспечить внутренний рынок горючим в период высокого спроса весной и летом. В это время потребление топлива в стране традиционно возрастает за счёт отпусков и уборочной кампании, а предложение, напротив, снижается в связи с закрытием нефтеперерабатывающих заводов на ремонт.

Как рассказал RT ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, обычно около 90% произведённого в России бензина идёт на внутреннее потребление и только 10% — на экспорт. При этом ещё с конца зимы в стране образовался переизбыток горючего, но участившиеся атаки украинских дронов на НПЗ создавали неопределённость, и правительство для перестраховки ввело ограничения, чтобы избежать дефицита, отметил эксперт.

«Сейчас кабмин считает эти меры избыточными, поскольку в хранилищах накопились значительные объёмы топлива. В текущих условиях дальнейшее сохранение запрета может привести к кризису перепроизводства, тогда компаниям придётся перенастраивать работу НПЗ и сокращать выпуск горючего. При отмене же ограничений бизнес заработает на продаже бензина за границу, а бюджет получит дополнительные поступления в виде налоговых выплат», — добавил Юшков.

Ранее правительство вводило запрет на экспорт бензина осенью 2023 года для насыщения внутреннего рынка и стабилизации цен. В тот момент на фоне резкого удорожания нефти в мире российским энергетическим компаниям стало выгоднее поставлять топливо за границу, поэтому внутри страны начал образовываться дефицит. Власти своими действиями смогли остановить резкое повышение стоимости горючего для рядовых граждан, и вскоре ограничения были сняты.

Примечательно, что с начала 2024 года бензин на российских АЗС подорожал в среднем лишь на 1,3%. Это почти вдвое ниже общего роста цен на товары и услуги в стране за прошедший период времени (2,4%), свидетельствуют данные Минэкономразвития.

Согласно прогнозу ведомства, по итогам всего текущего года инфляция в России может сложиться вблизи 5,1%. При этом темпы удорожания бензина в стране должны будут остаться ниже этого уровня, уверены эксперты.

«Цены для конечного потребителя в рознице формируются при участии государства. У властей есть много мер воздействия на рынок. В этом плане не стоит ожидать резких колебаний цен. Удешевление горючего вряд ли произойдёт, но рост стоимости должен уложиться в уровень инфляции. Такую цель правительство закладывает для себя ежегодно», — пояснил Игорь Юшков.

 

Похожую точку зрения в разговоре с RT выразил и портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин. Как подчеркнул специалист, розничные цены на бензин в России во многом определяются именно регуляторными механизмами, нежели рыночными.

«При рисках роста цен на заправках, как было прошлой осенью, власти введут новые ограничительные меры. Поэтому в целом за год ждём удорожания горючего на уровне инфляции, плюс-минус пара процентов», — добавил Скрябин.

По мнению экономиста и директора по коммуникациям компании BitRiver Андрея Лободы, отмена действующего запрета на экспорт бензина также не должна будет привести к ощутимым ценовым скачкам, поскольку на топливном рынке продолжает работать демпфер. В рамках этого механизма государство возмещает нефтяникам недополученные доходы при продаже горючего внутри страны.

Так, если цены на бензин в России ниже экспортных, производители получают компенсацию из федерального бюджета. При более высокой стоимости сырья в РФ бизнес, напротив, отчисляет в казну часть своей прибыли.

«Думаю, до конца года розничные цены на бензин в России будут колебаться вокруг уровней 55—56 рублей за литр. То есть стоимость горючего останется почти на текущих уровнях», — предположил собеседник RT.

Авторы: Владимир Цегоев, Ксения Чемоданова

Источник: RT,  07.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики