Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты объяснили, почему ЕС не может избежать импорта топлива из России

Эксперты объяснили, почему ЕС не может избежать импорта топлива из России

Евросоюз продолжит нарушать свои собственные санкции и покупать российские нефтепродукты через третьи страны - Турцию, Индию, ОАЭ и другие, считают опрошенные "РГ" эксперты. Причем отечественные производители топлива могут даже не знать, где в итоге окажется их товар. А европейские покупатели могут лишь догадываться о его происхождении.

Точно определить, где произведено дизельное топливо (ДТ), газойль или авиакеросин, возможно в лабораторных условиях, но такие проверки нереально организовать в масштабах всего европейского рынка нефтепродуктов.

В среду 15 мая финский Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) опубликовал исследование, в котором говорится, что за год с момента запрета ЕС на импорт нефтепродуктов из России (февраль 2023 года - февраль 2024 года) странами Союза было импортировано 5,16 млн тонн российских нефтепродуктов только из трех портов Турции на сумму 3,1 млрд евро. Основные покупатели - Греция, Нидерланды и Испания. В списке есть и другие страны, причем не только входящие в ЕС. Часть грузов ушла в США и Великобританию.

Речь идет не о лазейке в санкциях, которую используют европейские компании, закупая топливо, сделанное из российской нефти. Это не запрещено. Всем понятно, что полный отказ от российского сырья, в том числе, используемого для производства топлива в третьих странах, привел бы к резкому росту цен и дефициту. Но здесь дело в обыкновенной перекупке российского же топлива, которое, в лучшем случае, немного разбавили на нефтебазе. Оно отправляется в ЕС с документами, где указано, что произведено в другой стране или "его происхождение неизвестно". По европейским же правилам в нефтяных и топливных смесях, импортируемых в страны Союза, российского сырья не должно быть более половины.

По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, отследить происхождение топлива практически невозможно. В ЕС есть определённые технические требования к качеству топлива. Если они выполнены, то проблем у груза нет, а понять, где и из какой нефти произведён этот, к примеру, дизель, невозможно.

В CREA считают, что европейские компании импортировали российские нефтепродукты, смешанные и нет, с терминалов хранения нефти в Турции. В качестве самого наглядного примера приводится факт, что в мае 2023 года нефтяной терминал Toros Ceyhan в порту Джейхан получил из Новороссийска 26 923 тонны газойля - это первый импорт товара терминалом за три месяца. Через десять дней после этого терминал отгрузил аналогичный объем газойля на нефтеперерабатывающий завод в Греции, входящей в состав ЕС. 

Здесь можно возразить, что объем реэкспорта (5,16 млн тонн), подсчитанный финским центром, невелик - это всего 2,2% от суммарного экспорта нефтепродуктов из России. Но речь идет только о трех турецких портах. Есть еще Индия, страны Ближнего Востока, Северной Африки, Бразилия. Да и суммарные объемы турецкого реэкспорта могли быть больше, особенно учитывая рост потребления топлива внутри Турции (на 8% в 2023 году).

Как отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, в 2021 году наш экспорт нефтепродуктов в Турцию составил 6,6 млн тонн, а в 2023 году он вырос до 16,1 млн тонн. А поставки нефтепродуктов из Турцию в Европу выросли за этот же период с 5,5 млн тонн до 11,5 млн тонн. При этом загрузка турецких нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в 2021 году уже была близка к максимуму - 84%. То есть более чем в два раза увеличить выпуск нефтепродуктов Турция не могла, а значит мы имеем дело с реэкспортом российского топлива, делает вывод эксперт.

Причем по данным CREA, российский экспорт нефтепродуктов в Турцию с февраля 2023 года по февраль 2024 года оказался еще выше - 17,6 млн тонн. С момента введения эмбарго ЕС на импорт нефтепродуктов из России, 81% их импорта в Турцию происходит из нашей страны.

Только в апреле наш экспорт в Турцию ДТ, ранее основного продукта российской нефтепереработки, поставляемого в Европу, составил 497 тыс. баррелей в сутки, говорит Симонов. Турция с прошлого года крупнейший покупатель нашего дизеля. Можно ли ЕС их поймать за руку и обвинить в реэкспорте российского ДТ? Едва ли. Они скажут: мы в ЕС отправляем свой, а российский потребляем на внутреннем рынке. Для того, чтобы перекрыть эту возможность, нужно сильно изменить действующие ограничения, а мы видим, как тяжело сейчас принимаются ЕС очередные санкционные пакеты. Да и не нужно это ЕС, тот же дизель и так дорожает на их АЗС, приближаясь к 2 евро за литр. А скоро выборы в Европарламент, и есть все основания предполагать, что партия "дорогого дизеля" их проиграет. По нефти они достигли предела санкционных ограничений. К тому же ссориться еще с Турцией или Индией сейчас ЕС совсем не с руки, считает Симонов.

Схожее мнение высказывает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Полный запрет импорта нефтепродуктов неизвестного происхождения возможен только в теории. На практике важна страна, указанная и на маркировке. Можно немного разбавить наши нефтепродукты топливом из другой страны. Например, не находящейся под санкциями Турции. Соответственно по бумагам нефтепродукты уже будут "известного происхождения".

При этом Чернов отмечает, что реэкспорт наших нефтепродуктов в ЕС важен не только для Европы, но и для отечественных компаний, пока они полностью не перестроили логистику поставок под азиатский рынок. Но о конкретных объемах, которые находятся в зоне риска, говорить не получается, поскольку статистика по экспорту закрыта, уточняет эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 16.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики