Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не заплатил – замерз

Не заплатил – замерз

В преддверии отопительного периода газовые компании вновь обращаются к коммунальным хозяйствам, долг которых исчисляется миллиардами рублей. По закону поставщики газа не имеют права оставить население без отопления, но неплатежи могут привести к тому, что у компаний просто не останется денег для закупок. В этом случае без газа и тепла останутся даже те, кто добросовестно платил.

Приближается начало отопительного сезона, однако коммунальные хозяйства до сих пор не окончательно расплатились с поставщиками газа не только за прошлый, но и за более давние сезоны.

В «Газпром Межрегионгазе» «Газете.Ru» рассказали, что общая задолженность регионов превышает 5,7 млрд рублей. «Лидером» является Московская область, коммунальные хозяйства которой недоплатили 1,151 млрд р. Также в числе крупнейших должников республика Северная Осетия – Алания (1,08 млрд. руб.), Краснодарский край (685 млн руб.), Ставропольский край (596 млн руб.), Кабардино-Балкария (583 млн руб.) и Дагестан (508 млн руб.).

«За отопительный период организации коммунального комплекса (ОКК) увеличивают долги в 4–5 раз, а к окончанию отопительного сезона не могут их погасить, – говорят в «Межрегионгазе». – В ряде случаев наращивание долгов содержит признаки преднамеренного банкротства. В результате долги становятся «безнадежными», а котельные передаются следующему арендатору».

В компании отметили, что для многих неплательщиков действуют ограничения поставок. Но с началом отопительного периода поставщик по закону уже не имеет права вводить ограничения. То есть вне зависимости от того, заплатят или не заплатят должники, компания обязана будет обеспечить поставки газа.

Также о неплательщиках сообщает газовая компания «Итера». Еще по состоянию на май потребители Свердловской области, которую обеспечивает «дочка» «Итеры» «Уралсевергаз», задолжали компании около 4 млрд рублей. С середины мая «Итера» в качестве профилактики неплатежей ввела ограничение поставок для нескольких округов, однако мера не подействовала. Отопительный сезон в Свердловской области начнется 19–20 сентября, однако сейчас «Уралсевергаз» все еще недополучил около 2,79 млрд рублей. И это при том, что для самых крупных должников (городские округа Красноуральск, Ивдельский, Режевской, Горноуральский, Белоярский, Каменский, Камышловский и Бисертский) продолжают действовать ограничения поставок.

«Отопительные системы области должны работать на полную мощность уже к 25 сентября, – сказали «Газете.Ru» в «Уралсевергазе». – Но население тех округов, которые задолжали не только за прошлый сезон, но и за более ранние, должно быть готово к тому, что для них начало отопительного сезона задержится». По словам представителя компании, пока не будет хотя бы твердых гарантий оплаты, «Уралсевергаз» поставки не начнет. «За исключением объектов социальной сферы – больниц, школ, детских садов», – подчеркивают в компании.

Представитель «Уралсевергаза» пояснил, что компании-поставщики не имеют права накладывать ограничения после начала отопительного сезона. «Однако согласно постановлению правительства №354 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 градусов в течение 5 суток подряд, – говорит собеседник «Газеты.Ru». – Таким образом, мы можем оттягивать начало поставок до тех пор, пока позволяет погода. Для Свердловской области это может означать начало отопления не раньше начала октября». Представитель компании особо отметил, что «Уралсевергаз» пытается добиться полной оплаты не ради получения собственно денег, а чтобы не получилось так, что в разгар отопительного сезона компания не осталась без средств на закупку газа и оплату его транспортировки. «В этом случае газа может не хватить и добросовестным потребителям», – предупреждают в «Уралсевергазе».

«Газпром Межрегионгаз» полагает, что для решения проблемы задолженностей необходимо законодательно закрепить ответственность собственников переданного в аренду муниципального имущества. «И выставить четкие требования к арендаторам муниципального имущества», – подчеркивает компания. – Необходим федеральный нормативный документ, позволяющий четко выстроить отношения поставщика газа и потребителя, будь то управляющая компания на арендованном имуществе или собственник». При этом очень важно непосредственное участие региональных властей.

«При существующей схеме поставок в областях – «производитель газа – областная компания – коммунальные хозяйства», деньги начинают исчезать на уровне коммунальных хозяйств, – рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией. – Именно там оседают деньги, уплаченные населением, но дальше не доходят. Компании, оказывающие услуги, очень часто внезапно объявляют себя банкротами».

По словам собеседника «Газеты.Ru», в крупных городах расчетные центры автоматически перечисляют полученные деньги на счет поставщика газа. «Такую схему необходимо ввести и для малых городов», – полагает источник.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечает, что коммунальная сфера всегда была одной из наиболее коррумпированных. «Никакой борьбы с этим не ведется, – указывает эксперт. – Поэтому излюбленный метод – получить деньги от населения и присвоить их». По словам Симонова, исправить ситуацию может только устранение посредников.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 17.09.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики