Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский газ не будет лишним: Турция собирается экспортировать СПГ

Российский газ не будет лишним: Турция собирается экспортировать СПГ

Турецкий парламент одобрил изменения в закон о газе, которые позволяют экспортировать СПГ. Источники местных СМИ говорят, что для продажи заграницей Турция планирует сжижать и импортный газ, в том числе российский.

На прошлой неделе Великое национальное собрание Турции приняло изменения в закон о природном газе, которые позволяют сжижать и поставлять на экспорт как топливо собственной добычи, так и импортированное.

«В связи с этим будут сделаны новые инвестиции в завод по сжижению природного газа в Турции… В настоящее время у нас нет установки по сжижению природного газа. В предстоящий период эти объекты могут быть созданы за счет инвестиций государственного или частного сектора», — пишет газета Türkiye.

Источник в министерстве энергетики и природных ресурсов Турции рассказал изданию, что изменения в закон стали важным шагом для создания газового хаба.

«У нас есть свой газ, который мы добываем в Черном море. У нас есть газопроводы, идущие из Азербайджана, России и Ирана. Опять же, мы закупаем СПГ в разных странах… Благодаря этому правовому регулированию мы сможем сжижать часть газа и экспортировать в регионы, куда не ведут наши трубопроводы», — сказал собеседник Türkiye.

О планах внести изменения в закон о природном газе стало известно еще в январе. Тогда эксперты заметили EADaily, что Турция планирует идти по пути Мексики, где строят заводы СПГ по экспорту газа из США.

«В принципе, такое решение (по экспорту СПГ из Турции) выглядит логичным, если концепция турецкого газового хаба (как для российских, так и прочих поставок) будет развиваться», — говорил эксперт по энергетике Александр Собко.

По его мнению, разница с Мексикой состоит в том, что там ценообразование на газ основано на биржевых ценах на газ в США, а в России, да и в других странах, для которых Турция хочет стать газовым хабом, биржевое ценообразование не развито, особенно для экспортных поставок.

«А значит, любые потенциальные экспортные заводы СПГ в Турции будут зависеть от ценовых договоренностей», — эксперт отмечал также, что трубопроводная доставка газа в Турцию — сама по себе добавляет затрат к себестоимости газа: «И если к этому добавить ещё и расходы на сжижение, то конкурентоспособность такого СПГ окажется под вопросом».

Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач замечал, что опция сжижения может быть интересным дополнением в периоды экстремально высоких цен или его переизбытка на внутреннем рынке. По его мнению, гибкости хабу может дать возможность реэкспорта СПГ, который поступает на турецкие терминалы: «Это гораздо более крупные объемы при меньших затратах».

Такой вариант отметили и в Türkiye.

«С другой стороны, есть оценки, что встреча Турции с американской компанией Exxon Mobil по закупке СПГ (2,5 млн тонн в год) на сумму 1,1 млрд долларов была проведена именно по этой причине. В Госдепартаменте США объяснили, что Турция важна для диверсификации источников энергии для европейских стран и снижения их зависимости (от России)», — пишет турецкое издание.

Как сообщало EADaily, пока Турция и Россия продолжают согласовывать создание международного хаба по торговле газом, турецкие компании наращивают перепродажу импортного топлива, создав, по сути, свой минихаб. Основные поставки идут в Болгарию, которая не получает российский газ напрямую с 2022 года. В январе-апреле реверсом по Трансбалканскому газопроводу в Болгарию подали почти 500 млн кубометров, по данным ENTSOG. Это больше половины реэкспорта 2023 года.

Для «Газпрома» такой реэкспорт выгоден, так как поддерживает экспорт в саму Турцию, добыча которой на крупном месторождении Сакарья пока не превышает 80 млн кубометров в месяц. В январе, например, поставки российского газа оказались на максимальном уровне за последние пять лет — 2,78 млрд кубометров.

Источник: EADaily, 08.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики