Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый министр энергетики России будет спасать уголь

Новый министр энергетики России будет спасать уголь

В Госдуме обсуждают кандидатуру губернатора главного угольного региона России на должность нового министра энергетики. Эксперты полагают, что стране сейчас нужен антикризисный управляющий по угольной промышленности, которая оказалась в кризисе из-за низких цен. К тому же стратегическими направлениями традиционно занимается вице-премьер, отмечают эксперты.

Михаил Мишустин предложил на должность нового министра энергетики России Сергея Цивилева, который пока является губернатором Кемеровской области. Его назначение единодушно поддержал комитет Госдумы. Как, впрочем, и кандидатуру Александра Новака на должность вице-премьера, который курирует топливно-энергетический комплекс.

«Тут скорее принцип назначения антикризисных управляющих», — говорит главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов. Он отмечает, что Цивилев управлял угольным регионом в период масштабного провала ранка в 2020 и 2024 годах.

«Такой опыт позволит лучше управлять энергетической отраслью, которая испытывает значительное санкционное давление», — считает эксперт.

По мнению ведущего аналитика ФНЭБ и эксперта Финансового университета при правительстве России Игоря Юшкова, назначение Цивилева — некий лоббистский успех угольных компаний.

«Они понимают, что Цивилев будет больше внимания уделять вопросам угольной промышленности, ее рентабельности. Он в отрасли разбирается», — говорит Игорь Юшков.

Разграничения полномочий на уровне ТЭК в правительстве, как это было в предыдущем составе, при этом сохраняются, отмечает Игорь Юшков.

«Тогда Новак занимался нефтепродуктами, ОПЕК+ и всем нефтегазовым комплексом в целом, включая газификацию. Теперь он будет заниматься еще вопросами санкций. Минэнерго же будет, как и раньше, ведать вопросами электроэнергетики, подготовкой к отопительному сезону. Больше — тактическими моментами. Ну, и вопросами угольной промышленности, которая оказалась в непростой ситуации», — продолжает ведущий аналитик ФНЭБ.

Цены на уголь снизились, российские компании уходят на азиатские рынки. И Кемеровская область и Тува сильно пострадали, потому что у них очень большое транспортное плечо в отличие от Якутии и Дальнего Востока, где добыча угля и экспорт даже выросли, говорит эксперт.

«Тем более что Европа снижает потребление угля и на азиатские рынки переходят, как и мы, и другие поставщики, что усиливает конкуренцию и сбивает цены. Более того, в ближайшие годы ожидается запуск новых заводов СПГ и цены на газ не будут расти, а это является сдерживающим фактором цен на уголь, который является естественным заменителем газа. Поэтому дополнительное предложение газа бьет по углю», — Игорь Юшков считает, что угольные компании будут оставаться на грани рентабельности и им необходимо будет искать постоянные меры поддержки правительства.

«Например, размер фискальной нагрузки. Вопрос взаимодействия с РЖД станет ключевым для Цивилева, потому что львиная доля себестоимости угля — это тариф на перевозку. И желающих перевозить другие товары по железной дороге немало в то время, когда она забита углем», — добавляет Игорь Юшков. По его словам, есть и разные слухи о назначении Сергея Цивилева, но это — слухи.

Как сообщало EADaily, падение спроса на уголь в Индии и Китае привело к снижению мировых цен на уголь. В том числе на российские поставки, которые идут со скидкой. «Ведомости» со ссылкой на данные Центра ценовых индексов (ЦЦИ) писало, что минимальный уровень цены достигли в марте, а в апреле снижение продолжается. Так, в начале апреля поставки угля калорийностью 6 тыс. ккал из черноморской Тамани стоили $ 72 за тонну, а в российских портах Балтийского моря — $ 61 за тонну. Снижение составило 13−14% с начала года.

В портах Дальнего Востока уголь подешевел на 6−7% - до $ 86−95 в зависимости от калорийности.

«В целом нас ожидает снижение добычи в угольной отрасли и корректировка ставок погрузки в портах и цен аренды полувагонов. Вероятно, что и отказ от понижающих коэффициентов на перевозку энергетического угля всё же придётся пересматривать. В противном случае транспортная отрасль рискует потерять от 10 до 15% грузовой базы по итогам этого года», — замечал EADaily Максим Худалов. По его мнению, ситуация повторяет историю 2015−2016 годов: «И продлится от года до полутора лет, так что меры для спасения отрасли применять лучше начинать уже сейчас».

Источник: EADaily, 13.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики