Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что будет с ценами на бензин из-за отмены запрета на экспорт из России

Что будет с ценами на бензин из-за отмены запрета на экспорт из России

Цены на бензин вырастут только на бирже – эксперт

Цены на бензин в России в связи с отменой временного запрета на его экспорт будут заметно расти на бирже, но не в рознице. Прогнозами поделился ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в эфире радио "Спутник в Крыму".

Как отреагируют рынки на снятие запрета

Правительство России приостановило временный запрет на экспорт бензина с 20 мая. Его сняли до 30 июня, а с 1 июля ограничение продолжит действовать. 
Митрахович напомнил, что запрет на экспорт, который составляет 10% от общего объема производимого топлива, принимали как упреждающую меру, чтобы избежать возникновения локальных дефицитов топлива в России. И сейчас, судя по всему, у властей волнений по этому поводу стало меньше, отметил он. 
 
С отменой запрета у компаний возникает экспортная альтернатива, на что цены обычно реагируют ростом. "Поэтому, скорее всего, будет рост стоимости бензина на бирже", – предположил Митрахович.
 
Иная ситуация ждет розничный рынок бензина, где действуют политические соглашения между правительством и компаниями, считает он.
 
"Цена здесь регулируется этими соглашениями. По данным Росстата, у нас рост цен на бензин ниже официальной инфляции. Это считается политически и социально приемлемым. И, я думаю, что власти по-прежнему будут стараться удерживать рост цен в рознице", – сказал Митрахович.
 
Он отметил, что в России примерно 40% заправочных станций принадлежат вертикально интегрированным компаниям и 60% – независимым заправщикам. При этом по объему продаж соотношение обратное: первые продают больше. 
 
По мнению Митраховича, на снятие запрета на экспорт никак не отреагирует рынок дизельного топлива, несмотря на то, что спрос на него в России растет.
 
"Дизеля в России настолько много производится, что его хватает и на экспорт, и на внутренние цели. Дизеля в России хватает. Поэтому здесь у нас проблем никаких вообще не будет в принципе", – сказал эксперт.
 
Митрахович также подчеркнул, что запрет на экспорт бензина не случайно возобновится в июле и до конца лета: в это время на него будет пиковый спрос.

С чем может быть связан рост цен на топливо

Эксперт не исключил повышения розничных цен на топливо в России, но не по причине временного возобновления экспорта. 
 
"В прошлом году у нас основной причиной роста цен на бензин и возникновения локальных дефицитов было повышение прямых налогов. Сейчас идут дискуссии о том, что дальше будет делаться с налогами. Если они будут повышаться, то да, есть риск роста стоимости нефтепродуктов в розницу", – предупредил эксперт.
 
Митрахович отметил, что справиться с проблемой в 2023-м удалось после того, как вернули демпфер.
 
"Демпфер – это элемент, когда правительство выплачивает компаниям компенсацию за то, что они часть бензина и иных нефтепродуктов оставляют на внутреннем рынке, а не отправляют на экспорт. Демпфер вернули – и цены уменьшились на бирже и стабилизировались в рознице. И ушли риски локальных дефицитов, о которых тогда сообщалось из отдельных регионов", – рассказал эксперт.
 
Напомним, временный запрет экспорта бензина, одобренный премьер-министром Михаилом Мишустиным, был введен с 1 марта в качестве превентивной меры перед началом сезона высокого спроса. Кроме того, это стало дополнительной страховкой на фоне внеплановых ремонтов. Предполагалось, что мера будет действовать в течение полугода – до 31 августа. При этом вице-премьер Александр Новак отмечал, что в случае насыщения рынка запрет может быть отменен.
 
Источник: РИА Новости в Крыму, 21.05.2024

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики