Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тарифный душ на голову избирателей

Тарифный душ на голову избирателей

Расходы граждан на оплату коммунальных услуг в России значительно превышают среднеевропейский уровень. Если в Евросоюзе доля платежей за ЖКХ составляет в потребительских расходах около 8%, то в России значительно больше – примерно 10%. Такие сенсационные данные, опровергающие миф о дешевизне воды и энергии в России, опубликовало вчера Минэкономразвития. Самое тяжелое коммунальное бремя – 20% всех потребительских расходов – несут сегодня жители Латвии, Литвы и Эстонии. Однако по величине «коммунального налога» Россия вскоре может обогнать и эти неблагополучные страны. Российское правительство запланировало опережающий рост монопольных тарифов по крайней мере вплоть до 2014 года.

Правительство окончательно отказалось от замораживания монопольных тарифов и объявило о следующем трехлетнем подорожании. На инвестиционном форуме в Сочи премьер Владимир Путин и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина рассказали о планах ежегодного повышения тарифов на электроэнергию и газ для населения в 2012–2014 годах на 10–12% и на 15% соответственно. По мнению экспертов, ситуация в предвыборный период будет меняться и данные ранее обещания будут довольно легко меняться в угоду монополиям.

Между тем вчера Минэкономразвития опубликовало на своем сайте сенсационные данные о размере коммунального налога в России. Оказывается, российские граждане платят за услуги ЖКХ значительно больше среднестатистического жителя Евросоюза. Если в Евросоюзе доля платежей за ЖКХ составляет в потребительских расходах около 8%, то в России значительно больше – примерно 10%. Для сравнения – во Франции, Германии и Италии оплата коммунальных услуг в совокупных потребительских расходах составляет от 7% до 9%. Таким образом, наши граждане платят за воду, отопление, электроэнергию и уборку мусора заметно больше европейцев. При этом никаких перспектив вернуться на среднеевропейский уровень коммунального налога у россиян нет.

«Минэкономразвития РФ предлагает индексировать тарифы на электроэнергию для населения в 2013–2014 годах на 10–12% ежегодно, на газ – на 15% с повышением с 1 июля, на грузовые железнодорожные перевозки – на 5,5% в 2013 году и на 5% в 2014 году с повышением с 1 января, – сообщила в пятницу глава ведомства Эльвира Набиуллина в кулуарах инвестфорума в Сочи. – В 2012 году рост тарифов на электроэнергию составит 6% для населения с 1 июля, в среднегодовом исчислении 3%, далее – 10–12%, чтобы сократить перекрестное субсидирование. По сетевикам в 2012 году – 11% с июля (среднегодовое повышение – 5,5%), в 2013–2014 годах – 9–10%», – сказала министр.

По ее словам, по газу ее министерство предлагает индексацию тарифов на 15% не только в 2012 году, но и в 2013–2014 годах, по грузовым перевозкам – в 2012 году на 6%, в 2013 году на 5,5%, в 2014 году на 5%.

Отвечая на вопрос, не придется ли компаниям сокращать свои инвестпрограммы, поскольку рост тарифов будет меньше, чем они рассчитывали, Набиуллина отметила: «Мы не хотим, и мы имеем возможность не сокращать инвестпрограммы. Для компаний мы предлагаем, кроме тарифов, больше заимствовать». Кроме того, полагает она, проекты могут быть так структурированы, чтобы привлечь инвесторов со стороны.

По словам премьер-министра Путина, правительством принято следующее решение: тарифы на тепло- и электроэнергию вырастут по году не более чем на уровень инфляции, «и начало этого роста мы планируем не с 1 января (как обычно делали до сих пор), а с 1 июля с тем, чтобы с начала года не подталкивать инфляционные ожидания. «На газ мы планируем поднять тарифы на 15% по году – общий объем роста, но тоже с 1 июля следующего года, а не с 1 января, как раньше», – уточнила премьер.

Напомним, что в конце августа Минэкономразвития пересмотрело прогнозные показатели. Ведомство оставило без изменений прогноз роста потребительских цен на следующие два года: 5–6% – на 2012 год и 4,5–5,5% – на 2013 год. А вот ожидаемый уровень инфляции-2014, наоборот, был скорректирован в сторону увеличения – с нынешних 4–5% до 4,5–5,5%.

Комментируя последние заявления чиновников, опрошенные «НГ» эксперты отметили, что власти, постоянно пересматривая тарифы и их ограничители, запутывают население и готовят его к росту цен после выборов.

«Чиновники традиционно закладывают тарифы в несколько раз выше уровня инфляции, тем самым ее только разгоняя. Этим самым власти поощряют аппетиты естественных монополий. Потому что никаких объективных предпосылок для роста тарифов нет», – считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

Планы Минэкономразвития по росту тарифов превышают почти в два раза первоначальные предположения – отмечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. «Умеренными» эти планы назвать язык просто не поворачивается, – отмечает он. – Понятно, что сейчас перед властями стоит задача – пройти выборы. Но чтобы так явно обозначить грядущее за ними повышение – это лихо, так делать нельзя».

Впрочем, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник считает, что делать скоропалительные выводы пока еще рано. «Учитывая российские реалии, особо беспокоиться пока не стоит, – считает он. – Тем более что все планы могут быть еще несколько раз пересмотрены».

Автор: Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 20.09.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики