Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кабмин опять обсуждает корректировку правил выплат нефтяникам из бюджета. Грозит ли это ростом цен на топливо

Кабмин опять обсуждает корректировку правил выплат нефтяникам из бюджета. Грозит ли это ростом цен на топливо

Эксперты: Корректировка топливного демпфера не скажется сильно на цене бензина

В правительстве обсуждается возможность временной (до сентября) отмены обнуления выплат компенсаций (по демпферу) нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по сниженным ценам.

Последняя попытка скорректировать демпферный механизм на топливном рынке была предпринята в сентябре 2023 года и привела к росту цен в рознице. Но разница в том, что тогда инициатором изменений был Минфин, по предложению которого выплаты нефтяникам были сокращены вдвое (в октябре их пришлось вернуть на прежний уровень), а сейчас инициатива исходит от самих нефтяников.

Но для начала немного о самом демпферном механизме. Его ввели с 2019 года, как инструмент, сглаживающий резкие колебания цен на внутреннем топливном рынке, и позволяющий их удерживать ниже уровня Европы - нашего на то время основного экспортного рынка.

Демпфер компенсирует часть разницы между установленной государством индикативной ценой для внутреннего оптового рынка и ценой экспортных поставок. Если экспортная цена выше индикативной, то выплаты идут из бюджета в пользу нефтяных компаний, чтобы нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) могли поставлять топливо на внутренний рынок по прежним ценам и при этом сохраняли комфортный уровень маржинальности. 

Если экспортная цена ниже индикативной, то нефтяники платят в бюджет. Так, например, было в 2020 году в начале пандемии COVID-19, в период максимального обвала цен на нефть. Отдельно нужно подчеркнуть, что под обеспечение выплат по демпферу из бюджета, нефтяным компаниям в 2019 году дополнительно подняли налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

По существующему сейчас правилу демпферные выплаты обнуляются при отклонении среднемесячной оптовой цены бензина от индикативной цены бензина на внутреннем рынке на 10% (64515 руб. за тонну) и дизельного топлива на 20% (66000 руб. за тонну). Именно эти ограничения предлагается отменить. В Минфине предложение не поддержали, допустив не применять обнуление при превышении только одного показателя (бензин или ДТ) но окончательное решение остается за всем правительством.

Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, отказ от предельных цен для выплат по демпферу позволит нефтяникам получать компенсацию даже при большем отклонении биржевых котировок от индикативных цен. А это, в теории позволит сдерживать внутренние цены от роста на еще большем расстоянии от индикативных.

Но это в идеале. В рознице, как известно, рост цен на бензин и ДТ ограничен уровнем инфляции, но покупают АЗС топливо для продажи на бирже и нефтебазах, то есть по оптовым ценам. Если они будут неконтролируемо расти, то АЗС придется работать в минус или закрываться.

Кроме того, экспорт ДТ в этом году не ограничивали, а запрет на экспорт бензина сняли. Если существует возможность поставлять топливо на экспорт по более дорогой цене, то компаниям это делать выгодней, а биржевые цены на внутреннем рынке будут стремится за экспортными, а они сейчас высокие, поскольку нефтяные котировки остаются выше 80 долл. за баррель.

Бенефициарами приостановки обнуления выплат по демпферу станут вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), контролирующие всю цепочку производства от добычи нефти и ее переработки до продажи топлива в рознице на АЗС, считает Чернов. В минусе окажутся независимые АЗС (их в России более половины от общего объема, причем больше всего независимых в Сибири и на Дальнем Востоке), бизнес которых сильно зависит от оптовых цен на бирже, поэтому в случае принятия такого решения их конкурентоспособность с ВИНК на внутреннем оптовом рынке заметно упадет из-за снижения маржинальности, поясняет эксперт.

С другой стороны, вечно держать закрытым экспорт нельзя. Не случайно вице-премьер Александр Новак, объясняя причины снятие запрета на экспорт бензина, говорил о затоваривании рынка. Мы пока ориентированы на котировки внешних рынков (причем, в большей степени, Европы - куда нефть топливо уже не поставляем), и пока не отвяжемся от этих ценовых индикаторов, они будут влиять на стоимость товара внутри нашей страны. В результате, если экспорт разрешен, а мировые цены на нефть и нефтепродукты идут вверх, в случае обнуления демпфера в первую очередь пострадают крупнейшие поставщики топлива на российский рынок, а выиграют экспортеры.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, снятие запрета на экспорт и обсуждение параметров демпфера - связанные вещи. Пока производство бензина в России падает, но после снятия запрета должно начать расти. Рынок должен сбалансироваться, хотя риски, конечно, есть. Цена вопроса отмены предельных значений для выплат по демпферу очень высока - 200-300 млрд рублей в месяц. И понятно, что крупнейшие поставщики топлива на внутренний рынок сейчас сильно опасаются попасть под обнуление выплат по демпферу, в то время как крупнейшие экспортеры будут снимать сливки с отгрузок за границу.

Рост оптовых цен, в случае отмены ограничений для выплат по демпферу, возможен, но с учетом того, что розничный и оптовый рынок у нас в стране связаны весьма мало, опасаться этого людям не стоит, считает эксперт. Риски есть для независимых АЗС, но их маржинальность всегда рассматривалась в долгую. Когда она была высокой, они цены не снижали, копили "жирок".

Схожая точка зрения у заместителя председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрия Гусева. Он отмечает, что демпфер выступает не только инструментом сдерживания оптовых цен на топливо в России, но и стимулирования нефтепереработки.

Все налоги собираются у нас на уровне добычи нефти, а налоговый маневр (обнуление экспортных пошлин и рост НДПИ) сделал наиболее выгодным экспорт сырой нефти. Демпфер исправляет ситуацию, позволяя компаниям не терять деньги углубляя нефтепереработку и поставляя топливо на внутренний рынок.

Что касается цен, то Гусев считает, что неконтролируемого роста в опте не будет. За стоимостью топлива для сельхозпроизводителей сейчас строго следят и неприятных сюрпризов ждать не приходится. Но, по его мнению, нужно на законодательном уровне оформить приоритет поставок топлива на внутренний рынок и отвязать российские цены от внешних индикаторов, что снимет даже возможность возникновения подобных проблем.

Эксперт допускает, что возможно даже вернуться к составлению топливно-энергетических балансов, определяя, какие объемы топлива нужны для внутреннего рынка, или вообще в целом перейти к каким-то определенным социальным нормам.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 23.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики