Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Узбекистан потянуло за газом в Азербайджан

Узбекистан потянуло за газом в Азербайджан

Узбекистан планирует наращивать импорт российского газа. В то же время госкомпания страны намерена войти в состав консорциума «Шах-Дениз», который является основным проектом в Азербайджане по добыче и экспорту газа. Эксперты отмечают, что физически доставить каспийский газ в Узбекистан практически невозможно.

«Узбекнефтегаз» и SOCAR в ближайшие месяцы могут подписать соглашение о вхождении узбекской компании в проект «Шах-Дениз», — сказал в Азербайджане министр инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана Лазиз Кудратов, передает «Интерфакс».

По его словам, с SOCAR ведутся переговоры о ее участии в проектах по добыче нефти и газа в Узбекистане.

«Аналогичным образом обсуждается и находится на завершающей стадии вопрос вхождения «Узбекнефтегаза» в предприятия по добыче газа в Азербайджане. Мы надеемся, что это произойдет скоро, — сказал министр.

Шах-Дениз является основным газовым проектом в Азербайджане, который покрывает львиную долю потребления в стране и экспорта. Сейчас в проекте 29,99% принадлежит британской BP, 19,99% - российскому «Лукойлу», 19% - турецкой TPAO, 21% - азербайджанской Cenub Qaz Dehlizi (21,02%), 10% - иранской NICO.

Участники проекта получают свою долю деньгами.

«В настоящее время добывающие мощности месторождения Шах-Дениз составляют примерно 79 млн кубометров газа в сутки или 29 млрд кубометров в год», — заявляли в этом году в BP-Азербайджан.

Более половины добываемого газа поставляется в Турцию и Европу.

Заявление министра инвестиций совпало со встречей главы Минэнерго Узбекистана Журабека Мирзамахмудова с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером.

«Стороны отметили, что „Газпром“ надежно поставляет газ в республику, в том числе в периоды пикового спроса, по специально выделенному маршруту на базе системы магистральных газопроводов „Средняя Азия — Центр“. На встрече также шла речь о ходе реализации Стратегического меморандума о сотрудничестве в энергетическом комплексе», — сообщил «Газпром».

В октябре 2023 года Узбекистан начал импорт российского газа по двухлетнему соглашению. Контрактные обязательства «Газпрома» предполагают поставки 2,8 млрд кубометров в год или 9 млн кубометров в сутки. Однако в Ташкенте планируют увеличить импорт российского топлива в четыре раза. Об этом говорится в распоряжении правительства «О мерах по реализации инвестиционной программы Республики Узбекистан на I квартал 2024 года».

По программе модернизации магистральной газопроводной системы с целью увеличения объемов импорта природного газа с севера планируется нарастить закупки до 32 млн кубометров в сутки — 11,7 млрд кубометров в год.

Спрос на импорт газа со стороны Узбекистана понятен. По данным Агентства статистики о промышленном производстве страны, в 2023 году добыча газа в стране по сравнению с 2022-м снизилась почти на 10% или 5 млрд кубометров — до 46,7 млрд кубометров. А по сравнению с показателями 2019 года — почти на четверть или 14 млрд кубометров. Подобная ситуация уже привела к тому, что Узбекистан не может исполнять свои контрактные обязательства по поставкам газа в Китай.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что участие «Узбекнефтегаза» в проекте «Шах-Дениз» звучит довольно фантастично. Например, физически доставить каспийский газ в Узбекистан практически невозможно, если не использовать своп (обмен) с Туркменией или Россией.

«Не очень понятно, зачем это азербайджанской стороне. «Шах-Дениз» — уже реализованный проект, к укреплению энергетической безопасности Узбекистана его не пристегнуть, доля в нем (даже миноритарная) стоит дорого, очевидных а деловых интересов такого масштаба у SOCAR в Узбекистане нет, — говорит замдиректора ФНЭБ.

В правительственном документе говорится о проектах, благодаря которым Узбекистан сможет увеличить внутреннюю добычу газа на 20 млрд кубометров в год, но в течение тридцати лет.

В распоряжении правительства Узбекистана «О мерах по реализации инвестиционной программы Республики Узбекистан на I квартал 2024 года» говорится о проектах по увеличению внутренней добычи газа на 20 млрд кубометров в год, но в течение тридцати лет.

«Планы, может, и есть. С запасами не очень», — замечает Алексей Гривач.

Источник: EADaily, 21.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики