Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > МИД: контакты «Арктической пятерки» прерваны не по инициативе России

МИД: контакты «Арктической пятерки» прерваны не по инициативе России

В «Арктическую пятерку» входят Россия, Дания, Канада, Норвегия, США. Страны совместно обсуждали проблемные вопросы, касающиеся континентального шельфа. И, как рассказал директор правового департамента МИД, снимали таким образом озабоченности и информировали друг друга о готовящихся шагах

Контакты «Арктической пятерки» прерваны. Об этом РИА Новости рассказал директор правового департамента МИД Максим Мусихин.

Ранее Россия, США, Канада, Норвегия и Дания координировали совместные проекты в области проблем континентального шельфа, изменения климата, защиты морской среды, безопасности на море и другие. Теперь, по словам Мусихина, этот механизм не работает, и произошло это не по инициативе Москвы.
Как это повлияет на реализацию российских проектов в Арктике? Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Такие глобальные проекты практического соуправления сейчас приостановлены, но, по крайней мере, взаимодействие внутри Арктического совета или «Арктической пятерки», могло регулировать уровень милитаризации Арктики, который сейчас нарастает, Россия, по понятным причинам, пытается усилить свое военное присутствие в этих регионах, и страны Запада объявили о проектах, связанных с ледоколами, чтобы в дальнейшем иметь больше возможностей по потенциальным военным действиям в этом регионе, но для РФ с учетом ее географии и текущей политической конъюнктуры все равно будет необходима разработка и арктических месторождений, и Северного морского пути, особенно на перспективу, когда РФ будет активнее использовать именно этот маршрут доставок товаров в Азию, огибая северную восточную оконечность Евразии, вместо того чтобы огибать Европу. Поэтому мы будем все равно развивать Арктику, даже вне зависимости от того, будут ли у нас непосредственно работать активно дипломатические механизмы через имеющиеся арктические соглашения. Северный морской путь контролируется Россией, попытки его сделать более активно используемым требовали бы другой политической конъюнктуры, потому что если бы СМП работал как полноценная альтернатива Суэцкому каналу хотя бы, тогда нужно было бы нам активнее вовлекать в том числе страны Запада к тому, чтобы их компании не боялись там проводить свои грузы, что в настоящее время сложно сделать с учетом политической конъюнктуры. Для наших собственных поставок, думаю, Северный морской путь будет максимально востребован. Что касается вещей, связанных с климатом, сохранением фауны, флоры, это сейчас все на паузе. Хотя были смоделированы совместные учения по борьбе с разливом нефти, которая могла произойти в Арктике от той или иной страны, и здесь взаимодействие у нас возможно, но это можно согласовывать и вне режима работы Арктического совета или «Арктической пятерки», здесь возможны какие-то двусторонние договоренности, по крайней мере с теми странами, с которыми у нас до сих пор не разорваны дипломатические отношения, поэтому и взаимодействие с ними продолжается».

Reuters ранее сообщало о продолжении сотрудничества России с западными странами в Арктическом регионе, хоть и в ограниченном формате. Как писало агентство, в марте ряд стран, входящих в Арктический совет (США, Канада, Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Исландия и Россия) смоделировали крупный разлив нефти у северных берегов Норвегии, причем российская сторона приняла в учениях участие: отработала отправку двух судов в качестве помощи, западные страны ее приняли.

Источник: BFM.ru, 26.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики