Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегазовые потоки на Запад и на Восток

Нефтегазовые потоки на Запад и на Восток

Строительство «Северного» и «Южного потока», а также газопровода «Алтай» обойдется в 1243 млрд руб.

Стройка

По замыслу властей, строительство новых газо- и нефтепроводов в Европу должно снизить зависимость от стран-транзитеров.

В начале сентября был запущен газопровод «Северный поток», который соединяет балтийское побережье России с Германией. Посредством этого трубопровода газ будет доставляться в Германию, Великобританию, Нидерланды, Францию, Данию.

Мощность первой линии газопровода — 27,5 млрд кубометров. В дальнейшем, когда будет проложена вторая нитка газопровода, мощность газопровода увеличится до 55 млрд кубометров. Газпром оценил строительство «Северного потока» в 7,5 млрд евро (307,5 млрд руб).

Собрат «Северного потока», подвергшийся острой критике Еврокомиссии, газопровод «Южный поток» пройдет по черноморскому побережью к берегам Болгарии через территориальные воды России, Турции и Болгарии, в обход Украины. Последняя неоднократно выступала против новых планов, так как через ее территорию в Европу идет более половины всего транзита российского топлива.

Протяженность морского участка газопровода составит 900 км, максимальная глубина — более 2 км. Проектная мощность «Южного потока» — 63 млрд кубометров. Варианты прохождения трубопровода на наземном участке еще обсуждаются. Стоимость строительства морского участка газопровода ориентировочно составит около 15,5 млрд евро (35,5 млрд руб.).

«Южный поток» будет состоять из четырех ниток по 15,57 млрд кубометров каждая. Первая должна быть введена в эксплуатацию 30 декабря 2015 г. В год будет вводиться по одной нитке, на полную мощность «поток» выйдет в 2018 г.

Один из важнейших рынков для российских углеводородов — Китай. Для поставок туда газа строится трубопровод «Алтай» протяженностью около 2 600 км. Мощность составит 30 млрд кубометров. Согласно достигнутым договоренностям, срок действия контракта составит 30 лет. На строительство будет затрачено не менее 10 млрд долл. (300 млрд руб.).

 

За

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что Россия строит трубопроводы не от хорошей жизни: «Если мы не будем строить „Северный“ и „Южный поток“, окажемся в очень сильной зависимости от Украины. А Украина — это государство, которое, как мы видим, уже научилось пользоваться этими возможностями. Если бы мы имели совершенно четкие гарантии транзита через Украину и Белоруссию, может быть, вопрос бы так и не стоял. Но теперь этот вопрос стоит так: этот газ вообще может быть не доставлен до европейского потребителя».

Украина создает колоссальные риски и не идет ни на какие уступки. «Вы постоянно находитесь в зоне нестабильности, в любой момент Украина этот контракт может разорвать», — описывает проблемы, которые решает появление газопроводов, К.Симонов.

«Если мы посмотрим стоимость морской части „Северного потока“, километр морской трубы вполне сопоставим с европейскими ценами. Если мы говорим, что вообще труба в целом дорого обходится — да, действительно дорого, я не спорю с этим. Проект достаточно дорогой, если добавить еще и сухопутную часть. Но альтернатива-то какая? Между прочим, одна только „газовая война“ с Украиной в январе 2009 г. принесла Газпрому несколько миллиардов долларов прямых убытков. Вот и посмотрим, что такое дорого», — не видит иных выходов гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности.

Против

Однако с эффективностью подобной стратегии не согласен бывший замминистра энергетики Владимир Милов. «Если посмотреть на мировой газовый рынок, вы увидите, что таких крупных газопроводов в последнее время строилось не очень много, намного более быстрыми темпами развивалось производство сжиженного природного газа, который танкерами возят из добывающих стран в страны-потребители. И это неудивительно, потому что это дает необходимую маневренность. Если газопровод замкнут только на одну территорию, куда он может доставить газ, то с танкером ситуация совсем другая. Если что-то со спросом нехорошее, можно в другое место увезти», — объяснил преимущества эксперт.

«У нас была своя история, когда мы собирались строить две нитки газопровода „Голубой поток“ через Черное море в Турцию, и в итоге построили только одну. Она была долгое время меньше чем наполовину наполнена, сейчас тоже не заполнена полностью, и от строительства второй нитки, скорее всего, будут отказываться. Проблема таких больших газопроводов в том, что они слишком негибкие с точки зрения возможной динамики спроса на тех рынках, куда мы поставляем газ. Мы, грубо говоря, зарываем миллиарды долларов в землю, а потом эти газопроводы могут оказаться просто никому не нужны», — предположил В.Милов.

Кроме того, в России строительство газопроводов стоит дороже, чем строительство аналогичных трубопроводов в других странах. «Это происходило и при строительстве Голубого потока, и сейчас по „Северному“ и „Южному потокам“ расценки космические. Возникает вопрос: надо ли тратить такие огромные деньги на такие рискованные проекты. Не эффективней ли вложиться в развитие производства сжиженного природного газа, вместо того чтобы все это закапывать в дорогостоящие трубы», — рассуждает специалист.

Между тем проблемы, которые могут возникнуть, будет оплачивать конечный потребитель. «Компания, которая будет эксплуатировать „Северный поток“, очень хорошо устроилась. В течение 32 лет она будет получать от Газпрома гарантированный повышенный тариф, который должен окупить инвестиции, и уровень этого тарифа намного выше, чем ставки, по которым сегодня Газпром прокачивает газ через Украину и другие транзитные страны. И это все работает на условиях „транспортируй или плати“, то есть даже если труба будет пустая, если не будет объемов для прокачки по этому газопроводу, компания-оператор трубы все равно получит деньги, как если бы транспортировка осуществлялась. Поэтому для Газпрома это невыгодно. Даже если труба будет не нужна, он в любом случае заплатит много денег компании Nord Stream AG, оператору трубопровода. И в результате все дополнительные издержки будут выплачивать российские потребители. Вы знаете, как у нас в последние годы увеличиваются внутренние цены на газ. По плану правительства, они продолжат расти», — подвел итог В.Милов.

Источник: РБК, 20.09.2011

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики