Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сланцевый газ Европы: быть или казаться?

Сланцевый газ Европы: быть или казаться?

В Польше началось технологическое производство сланцевого газа. Об этом сообщили с большим пафосом, и, естественно, тут же возникает мысль, что скоро вся Польша, а с ней и вся Европа будут со сланцевым газом и российский газ окажется никому не нужен. Эту страшилку использует и Киев. Так, министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко утверждает, что уже в следующем году страна добудет миллиард, а через два года будет добывать по два миллиарда кубов сланцевого газа ежегодно.

Но надо понимать, что технологическое и промышленное производство сланцевого газа – это совершенно разные вещи. Сегодня Польша просто доказала, что технологически она способна этот газ добывать, но остается огромное количество вопросов: а способна ли она добывать его в больших объемах? Какова будет цена? Сколько будет стоить транспортировка этого газа? И т.д.

С добычей сланцевого газа связано несколько серьезных проблем. Напомню, что сланцевый газ – это постоянное горизонтальное бурение, т.е. необходимы территории и постоянный гидроразрыв пласта, а значит - большое количество воды. С точки зрения обеспечения водными ресурсами в Европе будут безусловные проблемы.

Вторая проблема как раз связана с горизонтальным бурением. Если не жалко Польшу, тогда, конечно, можно начинать добычу сланцевого газа. Огромные территории будут отведены под разбуривание, потому что бурить надо будет не вглубь, как сейчас происходит, например, на Ямале, бурить придется вширь. В США с территорией гораздо проще, чем в Европе.

Третья проблема, отсюда вытекающая, - экология. В воду нужно будет добавлять реагенты, и даже в Соединенных Штатах уже достаточно большое количество проблем возникает с экологией сланцевого газа. Эти реагенты попадали даже в коллекторы больших городов, включая Нью-Йорк. Сами сервисные компании, которые осуществляют гидроразрыв, зачастую формулу этих реагентов не раскрывают, поэтому попадание этих химреагентов в бассейны питьевой воды может привести к достаточно серьезным последствиям. А Европейский Союз очень серьезно озабочен экологией, в гораздо большей степени, кстати, чем США.

Следующий момент – это технологии. На сегодняшний день у европейцев этих технологий нет, и именно поэтому, кстати, американцы активно Польшу обрабатывают на предмет сланцевого газа: ведь перспективы этого вида топлива до конца не ясны, и пока они не ясны, нужно успеть эти технологии пристроить в Европу, т.е. продать. Поэтому-то в Варшаве чуть ли не каждую неделю проходят сланцевые форумы, саммиты, где выступают американцы. Но действительно ли это будет по карману Польше? А если не по карману, то сможет ли Варшава самостоятельно полностью наладить выпуск буровых станций и разработать технологию извлечения сланцевого газа? Пока это все под вопросом.

Наконец, очень любопытный политический фактор, о котором многие забывают: ведь получается, что основные месторождения сланцевого газа находятся в странах так называемой новой Европы. Та же Польша, по версии нынешнего ее руководства, в 2035 г. чуть ли не экспортировать будет сланцевый газ. Сейчас Европа воспринимает поставщиков газа как угрозу. А тут получится, что Европа может расколоться, потому что в старой Европе к тому времени традиционного газа уже не будет, а сланцевый газ будет в Европе новой. Возникнет достаточно очевидный конфликт и раскол, тем более что в старой Европе, как мы знаем, сейчас создаются препятствия для добычи сланцевого газа. Например, Франция официально запретила гидроразрыв пласта, потому что она боится, что это может создавать какую-то конкуренцию атомной энергетике.

К тому же, Европа сегодня очень сильно отстает по трубопроводной инфраструктуре, труб просто не хватает.

Таким образом, при всей той эйфории, которая сейчас отмечается, сланцевый газ используется Польшей прежде всего как важный инструмент давления на Россию. Еще никто до конца не понимает, будет сланцевый газ или нет, но пугать этим уже можно.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Эксперт, 22.09.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики