Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик оценил заявления ЕК о серьезном энергетическом кризисе в Евросоюзе

Аналитик оценил заявления ЕК о серьезном энергетическом кризисе в Евросоюзе

Юшков: в ЕС заявили о кризисе, чтобы убедить Азербайджан увеличить поставки газа

В Евросоюзе (ЕС) заявили об энергетическом кризисе, чтобы попытаться убедить Азербайджан в том, что он должен увеличить объемы поставки газа в Европу, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков. Об этом он рассказал «Известиям» 5 июня.

«Довольно странно, что еврочиновники теперь об этом говорят, потому что буквально несколько месяцев назад они говорили обратное, — что энергокризис кончился, что именно их гениальная стратегия вывела Евросоюз из кризиса. Сейчас снова говорят об энергокризисе. Скорее всего, это некий реверанс в сторону Азербайджана, попытка убедить его в том, что он должен увеличить объемы добычи, объемы поставки газа в Европу, и чтоб он не боялся вкладывать деньги в инфраструктуру и разработку новых месторождений, чтобы больше поставлять газ в Евросоюз», — отметил эксперт.

Аналитик обратил внимание на то, что чиновники Евросоюза также постоянно заявляют, что они и дальше будут продолжать политику декарбонизации. Таким образом они подают обратный сигнал производителям. 

«Что такое политика декарбонизации и обещаний Евросоюза отказаться от ископаемого топлива? Это значит, что для производителя это риск — вкладывать большие инвестиции. Азербайджан вложил в разработку месторождения «Шах Дениз – 2» и строительство газопровода, чтобы поставить газ в Евросоюз, порядка чуть ли не $40 млрд. И сейчас затевать подобный масштабный проект, чтобы еще больше поставить [газа в ЕС], для Азербайджана было бы очень рискованным, потому что Евросоюз говорит, что 2040 году они откажутся от импортного ископаемого топлива, а к 2050 вообще откажутся от потребления ископаемого топлива. И есть риск, что производитель не вернет свои инвестиции, которые он сделает в месторождение, заточенное под европейский рынок», — объяснил Юшков.

Эксперт уточнил, что энергокризис в ЕС начался в середине 2021 года, потому что заявлениями о декарбонизации европейские чиновники пугали компании во всем мире, и те боялись вкладывать инвестиции в новые добычные проекты. К середине 2021-го спрос в Европе на газ восстановился, а предложение уже не могло удовлетворить этот спрос, поэтому цены поднялись из-за дефицита. Причем стоимость была выше $1 тыс. за 1 тыс. куб. м.

«Сейчас европейские чиновники постоянно рассказывают, что это во всем виновата Россия и энергокризис начался с началом СВО, но это не так. Какой фактор энергоркризиса? Высокие цены. Они еще в 2021 году были выше $1 тыс. за 1 тыс. куб. м. А сейчас около $400,<…> поэтому сейчас можно сказать, что закончился энергокризис. Но за счет деиндустриализации ЕС, то есть потребление рухнуло в ЕС за счет сокращения промышленного потребления. Больше всего пострадали те отрасли, которые использовали газ в качестве сырья, а также все энергоемкие предприятия. Энергия для них была очень дорогой. За счет этой деиндустриализации и удалось сократить потребление газа, таким образом и [сбалансировался рынок], такой ценой они выходят из кризиса. То есть он скорее не начинается, а уже заканчивается», — заключил Юшков.

Ранее, 3 июня, еврокомиссар Франции Тьерри Бретон заявил, что Париж не ввел санкции на импорт российского газа, поскольку страна всё еще в нем нуждается. До этого, 23 мая, агентство «РИА Новости» сообщило, что поставки российского газа в ЕС в марте выросли на 2,3% — до €1,14 млрд, из которых €602,6 млн пришлось на трубопроводный газ, а €539 млн на сжиженный природный газ (СПГ).

Источник: Известия, 05.06.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики