Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Financial Times: «Газпром» выведен из игры в Европе на 10 лет

Financial Times: «Газпром» выведен из игры в Европе на 10 лет

Когда азиатский рынок сможет заменить нашему «национальному достоянию» поставки топлива в ЕС

«Газпрому» в течение по крайне мере десяти лет вряд ли удастся восстановить продажи газа, утраченные после 2022 года, утверждает британская Financial Times со ссылкой на отчет, подготовленный для руководства российской энергетической группы в конце 2023 года.

Согласно прогнозам, к 2035 году экспорт газа компании в Европу составит в среднем 50−75 млрд куб. м в год, это лишь треть от уровня до 2022 года, т.е. до начала СВО и массового отказа стран Европы от закупок российского трубопроводного газа.

В принципе, то, что поставки европейским потребителям резко снизились, тем более после того, как Польша закрыла свою часть трубопровода Ямал — Европа, а Украина — прокачку через ГТС «Сохрановка», было ясно давно.

Перспективы восстановления объемов продаж еще более уменьшились после подрыва «Северных потоков» в Балтийском море. А в конце этого года истекает контракт на транзит через территорию Украины, и в Киеве уже заявили, что не намерены его продлевать.

Так что с идеей о восстановлении прежних объемов продаж в Европу стоит распрощаться, делает вывод FT. Имеющиеся мощности (через тот же «Турецкий поток») просто не выдержат такого объема, да и вряд ли стоит ожидать повышения спроса на российский трубопроводный газ. Даже если каким-то чудом Германия одумается и запустит единственную сохранившуюся ветку «Северного потока», это вряд ли изменит общую тенденцию.

Но может ли Азия стать полноценной заменой Европе?

«Газпром» считает, что новый газопровод в Китай, «Сила Сибири-2», поможет частично компенсировать потерянные объемы европейского экспорта, однако его пропускная способность составляет всего 50 млрд куб. м в год, а цены в КНР намного ниже европейских. При этом соглашение о строительстве нового газопровода все еще не достигнуто.

В прошлом году аналитики «Яков и партнеры» утверждали, что потенциальные экспортные маршруты: «Сила Сибири-2» (50 млрд куб. м), транзит через Казахстан и Узбекистан (5−20 млрд куб. м) и газовый хаб в Турции (10 млрд куб. м) — позволят дополнительно продавать до 80 млрд куб. м, но полностью не смогут заменить потерю европейского рынка. Для сравнения — экспорт в Европу в 2021 году составлял 206 млрд куб. м.

При этом Евросоюз продолжает искать пути отказа от российского газа. Европейская комиссия в 2022 году представила краткий план под названием REPower EU, который предполагает, что задолго до 2030 года европейские страны смогут отказаться от импорта энергоносителей из России.

В конце прошлого месяца министр энергетики Бельгии Тинне ван дер Стратен рассказала о начале диалога между странами Евросоюза по вопросам окончательного отказа от поставок российского топлива на европейский рынок и препятствий, которые мешают этому.

Ранее Германия и Чехия призвали создать рабочую группу ЕС для поиска путей полного отказа от импорта газа, нефти и ядерных материалов из России.

Очевидно, полный отказ произойдет еще не скоро, если вообще произойдет. Но так же очевидно, что и возврата к прежним объемам не будет. Другой вопрос, можно ли верить прогнозам на 10 лет, тем более, учитывая нестабильную политическую обстановку?

— На мой взгляд, сейчас прогнозы на 10 лет выглядят особенно бессмысленно, — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— Горизонт планирования сейчас — год. Максимум три. Что для капиталоемких и долгосрочных газовых проектов представляет большую сложность. Что касается публикаций в западной прессе, то к ним нужно относиться спокойно.

И без них всем ясно, что выстраивание новой модели бизнеса без опоры на экспорт газа в Европу, который строился на протяжении 50 лет, займет много времени.

Но также понятно, что она, в отличие от тех времен, строится не с нуля, а на серьезном фундаменте отраслевом, корпоративном, научно-техническом, инфраструктурном. «Газпром» уже в следующем году станет крупнейшим поставщиком газа в Китай, и эта динамика будет усиливаться далее.

«СП»: А что если вдруг Германия одумается и захочет включить оставшуюся ветку «Северного потока»? Или Польша даст добро на прокачку через Ямал-Европу? Такой сценарий можно рассматривать всерьез?

— Думаю, что несмотря на фантастичность такого сценария в нынешних условиях, он может быть реализован достаточно быстро после окончания СВО на Украине и урегулирования конфликта.

«СП»: Кто сегодня в Европе все еще покупает российский трубопроводный газ? Какими путями он доставляется?

⁠- Трубопроводный газ покупают в основном страны Юго-Восточной Европы через «Турецкий поток» и через Украину. Крупнейшими покупателями являются Австрия, Венгрия, Греция и Словакия, но не только они.

«СП»: Какова тенденция развития событий? Поставки в Европу будут расти или наоборот уменьшаться? Какие страны готовы наращивать закупки. А какие наоборот?

— ⁠Сейчас они стабилизировались на уровне 2,5−2,7 млрд кубометров в месяц и даже немного растут.

Но есть постоянные риски, связанные с украинским транзитом, к тому же еще и контракт на транзит истекает в конце года. Поэтому прогнозировать сложно. Я думаю, что оставшиеся покупатели хотят продолжать получать газ. Но не все зависит от их желания.

«СП»: Прекращение украинского транзитного контракта на что-то повлияет? Или его могут продлить?

⁠- Прекращение транзита, безусловно, негативно скажется на объемах поставки и энергетической безопасности этих стран. Но его могут и продолжить в том или ином виде.

«СП»: Точно ли Азия Европу не заменит в ближайшие 10 лет? Ни при каких обстоятельствах? «Сила Сибири-2» не изменит ситуации? А транзит через Среднюю Азию?

⁠- Как я уже сказал, европейское направление экспорта выстраивалось десятилетиями. Конечно, его сложно заменить. Но также верно, что вектор экономического развития сместился в Азию и там есть очень большой потенциал развития спроса на газ.

Думаю, что довести экспорт в восточном направлении до 100 млрд кубометров посильная задача даже в среднесрочной перспективе.

Автор: Дмитрий Родионов

Источник: Свободная пресса, 08.06.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики