Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мифы, от которых Януковичу придется отказаться

Мифы, от которых Януковичу придется отказаться

В субботу, 24 сентября, президенты России и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович вместе с премьером РФ Владимиром Путиным встретятся в Москве, чтобы обсудить наболевшие вопросы — речь пойдет, прежде всего, о российских поставках газа и членстве Украины в Таможенном союзе.

Российско-украинские газовые отношения накалены до передела. Все лето Украина занималась откровенным шантажом России по все направлениям, явно надеясь, что Москва испугается в первую очередь разрыва транзитного контракта от 19 января 2009 года, и перед угрозой новой остановки транзита в ЕС даст Украине долгожданную скидку. Этого не произошло. Киев поднимал ставку: угрозы становились все разнообразнее, а политические заявления — эмоциональнее. Сейчас властями Украины в общественное мнение страны запущено сразу несколько мифов, каждый из которых в реальности не выдерживает никакой критики.

Миф про цены

Тезис первый: «нас обманывают, и мы платим грабительскую цену за газ, которая гораздо выше, чем даже в Европе». Этот тезис Янукович использует очень активно! В интервью газете «Коммерсант» он прямо сказал: «Если посмотреть на реальные цены, например в Германии, то мы платим приблизительно на $200 больше». Эмоционально такие цифры производят, конечно, сильное впечатление. Другое дело, что никакого отношения к действительности эти рассуждения не имеют.

Удивительно, что, посещая 1 сентября одну из школ, президент Украины вспомнил, что его любимым предметом была математика. Удивительно потому, что логика подсчета цен со стороны Януковича остается загадочной. В третьем квартале российский газ стоит примерно 405 долларов в Германии, а на Украине — 355. Где тут 200 долларов переплаты?

А теперь давайте вернемся к знаменитому контракту от 19 января 2009 года. Вокруг него также построено несколько мифов. Главный касается так называемой «базовой цены». Многие на Украине уверены, что Россия «подкрутила» формулу, а базовую цену и вовсе взяла с потолка. На самом деле она имеет четкое обоснование. В 4 квартале 2008 года газ в Европе был очень дорогой. В Словакии он стоил как раз 470 долларов — и минус 20 долларов стоил транзит по Украине. Отсюда и базовая цена в 450 долларов.

Украина, правда, считает, что базовой должна быть средняя цена поставки российского газа на Украину в 2008 году. Но это абсурд! С 1991 года цена на газ для Киева была абсолютно нерыночной. Стоимость газа все годы независимости была дотационной, Украина жила в другой «газовой реальности», где рынку вообще не было места. Собственно, в этом и был смысл контракта 2009 года — цена теперь привязана к европейскому уровню. То есть она не является волей России, а имеет четкую корреляцию со стоимостью углеводородов в Европе.

Сегодня цена на российский газ определяется на основе цен на мазут и дизельное топливо в Италии за предыдущие 9 месяцев. Украина считает, что это неверно, и лучше считать цену не от нефтепродуктов, а напрямую от газа. И не в Италии, а в Германии. Иными словами, берем цену на российский газ в Германии и вычитаем цену доставки от границы РФ-Украина до границы Чехия-Германия. Парадокс в том, что если сегодня посчитать цену по такому принципу, мы получим примерно те же 355 долларов, что Украина и платит России. А вот министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко умудрился насчитать 230 долларов, и тут же назвал эту цену «справедливой». Уже много раз говорили, что такого понятия, как «справедливая цена» в экономической теории не существует. Но все же интересно, как же Украина умудряется так высчитать цену на газ по принципу net back, если вроде бы тут нет ничего сложного — берешь цену в Германии и вычитаешь стоимость транзита?

Фокус в том, что украинские власти по умолчанию применяют к принципу net back 100 долларовую скидку по Харьковскому соглашению. Хотя в нем предельно четко сказано, что скидка сохраняется только при неизменности контракта от 19 января 2009 года.

Такие вот маленькие хитрости — украинская власть хочет поменять суть договора от 19 января 2009 года в сторону уменьшения цены на газ, но при этом, вопреки всякой логике, из сниженной цены все равно вычитать «черноморофлотскую» скидку. Ну и плюс Украина, помимо сохранения харьковской скидки, хотела бы еще «незаметно» скинуть долларов двадцать.

Миф про уголь, сланец и СПГ

Второй популярный тезис: «а нам этот российский газ вообще не нужен»! Тут летом мы услышали целую россыпь фантазий. Квинтэссенцией, пожалуй, стало выступление Юрия Бойко 7 сентября, когда он заявил, что Украина намерена, начиная с 2015 года, сократить закупку газа за рубежом с нынешних 40 миллиардов кубометров в год до 12,5 миллиарда. Причем это будет не только российский газ — 5 млрд кубометров газа Украина намерена покупать в Азербайджане.

Это откровенный блеф. Давайте коротко проанализируем все наиболее значимые пункты этого «украинского похода за энергетической независимостью».

Прежде всего — сланцевый газ. Бойко обещал уже в 2012 году добыть 1 миллиард сланцевого газа, а в 2013–2014 годах выйти на ежегодный уровень добычи в 2 млрд кубометров газа. На самом деле добыча сланцевого газа требует серьезнейшей технической подготовки. Сегодня Украина стартует с нуля — а за год развернуть промышленную добычу сланца просто нереально. Добыча сланцевого газа — весьма сложный с технической точки зрения процесс, требующий постоянного горизонтально бурения и гидроразрыва пластов. Для этого нужно большое количество буровых установок, огромное количество воды, а также система газопроводов для распределения добытого газа. Такой проект за год реализовать просто невозможно. В Европе много лет говорят про сланец, но никто еще не начал добычу в промышленных объемах.

Нереальны и планы сверхбыстрого снижения потребления энергии — подобный сценарий возможен только в случае почти полной остановки украинской промышленности, чего, к счастью, не случилось даже в кризисном 2009 году.

Переход на угольную генерацию (хотя он технически вполне возможен) также потребует времени и инвестиций. Причем этот шаг сложно будет объяснить Евросоюзу с его экологическими приоритетами, слабо стыкующимися с таким грязным топливом, как уголь. Раньше Украина еще собиралась построить четыре атомных станции — но «атомный ренессанс» в Европе закончился.

О поставках газа из других стран. Поскольку газ из Туркмении можно получать только через российскую территорию, Украина активно заговорила про возможность получения газа по морю. Еще в 2010 году началась активная PR-кампания по продвижению СПГ-терминала под Одессой.

Бойко бодро отрапортовал, что Украина скоро сможет получать природный газ по цене 190 долларов за тысячу кубометров из Египта. Однако, после того, как Египет погрузился в политический хаос, остается неизвестным — а вообще, в курсе ли были власти этого государства, что им скоро предстоит отгружать СПГ в Украину по таким ценам? В любом случае, про СПГ-терминал предпочли забыть. Обещанный осенью 2010 года тендер на проектирование терминала по приему судов с СПГ проведен не был. Но летом-осенью 2011 года, естественно, про СПГ опять вспомнили.

В сентябре Украина даже выбрала испанскую компанию Socoin для разработки ТЭО будущего терминала по приему сжиженного природного газа на побережье Черного моря. Строительство терминала мощностью 10 миллиардов кубометров в год власти Украины оценивают в 2,5 миллиарда долларов. Которых, правда, нет. Но дело даже не в этом. Вопрос — а откуда Киев получит СПГ? Пока Украина говорит про 5 млрд азербайджанского газа. Что на самом деле является абсолютным фантомом. Дело в том, что весь нынешний газ Азербайджана уже пристроен. Рост поставок возможен только со второй очереди месторождения Шах-Дениз. А запуск этого проекта намечен на 2017 год. Кроме того, в потенциальной очереди на этот газ стоит уже три европейские трубы: Nabucco, TAP и ITGI. Без азербайджанского газа европейский проект «Южного коридора» рухнет. Европе нужен весь газ из Баку — и Киев тут совершенно не к месту.

Мифы про Тимошенко и будущее «Нафтогаза»

Еще одним элементом шантажа является попытка признать контракт от 2009 года недействительным. Было выбрано два пути. Первый — через суд над экс-премьером Юлией Тимошенко, начавшийся в конце июня. 5 августа Тимошенко была арестована по обвинению в служебном преступлении (в виде заключения газового контракта по завышенным ценам, без согласования с правительством).

Ставка Януковича в этом вопросе была на то, что Европа промолчит, а Россия прогнется — испугавшись новой газовой войны. Но Россия сохранила свою позицию, не испугавшись украинского блефа. А Европа не промолчала. Она публично высказалась по поводу суда над Тимошенко. Представитель Еврокомиссии в Киеве Пинто Тейшейра прямо заявил, что результаты парламентских выборов 2012 года в Украине не будут признаны, если в них не будет участвовать Тимошенко.

Еврокомиссар Штефан Фюле на встрече с Виктором Януковичем на ялтинском форуме 16 сентября пошел еще дальше. Он заявил от имени Европейской комиссии, что Украина должна изменить законодательство и не судить Тимошенко. По словам Фюле, «если бывший премьер-министр окажется в тюрьме, отношения между Украиной и ЕС будут другими». Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт отметил то же: «Я не хочу сказать, что кто-то святой, но этот процесс проводится по законам, которые не используются в европейских странах и не должны существовать в Украине, если Украина хочет двигаться в сторону Европы».

Второй путь — через реструктуризацию «Нафтогаза». Точнее, вначале Украина говорила про реструктуризацию. Но потом, видимо, внимательно прочитав ст. 9 контракта от 19 января 2009 года, реструктуризация была заменена на ликвидацию. По контракту, в случае реструктуризации одной из сторон она обязана назначить правопреемника. А вот про ликвидацию там ничего не говорится. Таким образом, реструктуризация «Нафтогаза» использовалась как способ оказать дополнительное давление на Россию. Но потом возникла идея вообще заявить о ликвидации компании. Хотя ясно, что с точки зрения эффективности разделение «Нафтогаза» на несколько частей ни к чему не приведет. Но речь уже не об эффективности, а о том, как избавиться от обязательств «Нафтогаза» перед «Газпромом».

Насколько мне известно, из Брюсселя в Киев пришел и сигнал о том, что выход из договора будет расценен как абсолютное наплевательство Украины на нормы международного права.

Не мифы, а реальность

Все эти киевские страшилки — пустые разговоры. А вот снижение транзита через Украину — это уже суровая реальность. Но — первая нитка «Северного потока» готова. Более того, построен и газопровод OPAL, который соединяет первую нитку «Северного потока» с конечными потребителями в Европе. Это как раз и позволит перенаправлять часть украинского транзита. В результате его объем сократится примерно на 20 млрд кубометров в год. Прямые потери Украины при нынешних ставках транзита составят не менее 700 млн долларов.

Вообще-то «третья газовая война» Киеву вовсе не нужна. Видимо, понимая это, премьер Украины Николай Азаров заявил на днях о необходимости поиска компромисса. Может быть, под этим подразумевается возврат к идее трехстороннего консорциума с участием европейских компаний? Скажем, с немецким E.On. «Газпром» владеет контрольными пакетами в газотранспортных компаниях всех трех стран Балтии — и ничего страшного с ними не происходит. Так что, эта тема, по крайней мере, обсуждаема. Но власти Украины, прежде всего, должны публично признать, что Россию придется допустить к контролю за украинской газопроводной системой. И в этом, кстати, нет ничего страшного. Наоборот, это единственный шанс Украины сохранить себя в качестве транзитной страны.

В общем, Киев фактически объявил о готовности хоть завтра начать газовую войну, но так ее и не начал. Как принято говорить, точка невозврата еще не пройдена. План давления на РФ и ЕС не удался. Именно поэтому накануне визита президента Украины Виктора Януковича премьер Николай Азаров выступил с целой серией примирительных заявлений. И это на самом деле радует. Значит, Киев сохранил способность договариваться. По крайней мере, до субботы мы в это верим.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: РИА Новости Украина, 23.09.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики