Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Импортозамещение в нефтегазе РФ: чего достигли, а где проблемы?

Импортозамещение в нефтегазе РФ: чего достигли, а где проблемы?

Нефтегаз РФ все более независим, но проблема импортозамещения остается

Добыча газа и нефти в России из-за санкций не остановилась, отрасль приспособилась. Однако когда речь идет о производстве газовозов или добычи на шельфе, то самостоятельно компании из РФ пока что справиться не могут.

Российская нефтегазовая отрасль достигнет полной технологической независимости в ближайшие три года. С таким тезисом на полях ПМЭФ выступил глава «Газпром нефти» Александр Дюков.

По его словам, пик такой зависимости у российской отрасли уже пройден. Дюков также сообщил, что технологические ограничения для российского нефтегаза оказались новой возможностью.

В целом, с таким тезисом трудно спорить. Оказавшись отрезанными от поставок западного оборудования и технологических решений, российские компании вынуждены адаптироваться: закупать продукцию на других рынках, разрабатывать свои технологии и налаживать производство необходимого оборудования. Однако везде ли получилось достичь успеха?

Добыча нефти в России не снизилась с уходом западных компаний

Сколько бы оговорок в достижении технологической независимости нефтегаза России ни было и какие бы сложности до сих пор не преследовали отрасль из-за ухода западных компаний, надо признать очевидный факт — предприятия работают, добыча не остановилась.

После того как европейские и американские корпорации, пусть и не за один день, а на протяжении всего 2022-го и даже частично 2023-го, стали покидать российский рынок, объем нефтедобычи не обвалился. Напротив, по итогам 2022-го он даже вырос на 2%, составив 534 млн тонн. За 2023-й, по данным Минэнерго РФ, добыча черного золота в России составила 531 млн тонн, т. е. уменьшение, конечно, произошло, но всего лишь на 1%.

С одной стороны, это говорит о том, что российская нефтянка, если с ней не хотят сотрудничать гиганты вроде Baker Hughes, Halliburton, Schlumberger (SBL) и Weatherford International, может работать и дальше, сохраняя привычный темп. С другой стороны, вышесказанные компании не полностью покинули РФ. Да, они сократили персонал, используют посредников для своей деятельности, а работают не напрямую, не инвестируют в проекты…, но все же полностью не ушли.

С газодобычей все сложнее. По данным Росстата, объем извлечения этого типа углеводородов в РФ за 2023 год составил 638 млрд кубометров. Для сравнения: в 2022-м было — 676 млрд, а в 2021-м — 763 млрд. Однако тут больше роль сыграл скорее не «технологический голод», а падение экспорта, поскольку «Газпром» в 2022-м году в силу санкций, терактов и других «сюрпризов» со стороны Запада лишили возможности прокачивать газ на европейский рынок по «Северному потоку», «Ямал — Европе» и даже частично по украинской ГТС.

В целом, санкции и уход западных компаний не обескровили нефтегаз РФ, как это произошло более полувека назад с Ираном или несколько десятилетий назад с Венесуэлой. И причина не в том, что российская отрасль за несколько лет настолько идеально подготовилась к такому сценарию, а отчасти благодаря нежеланию самих западных корпораций уходить с рынка полностью.

Западный нефтесервис ушел, но не до конца

«Эвакуация» американских, британских и европейских компаний из проектов в РФ не состоялась в полной мере по нескольким причинам.

Во-первых, правительство на законодательном уровне не позволило зарубежным инвесторам закрыть нефтегазовые проекты, поскольку это была бы потеря рабочих мест и остановка критически важного для экономики государства производства.

К примеру, французская Air Liquide, один из крупнейших в мире производитель газов, технологий и услуг для промышленности, еще в сентябре 2022-го заявила, что выходит из российских проектов. Она даже подписала меморандум о взаимопонимании с местным менеджментом об изменении своей деятельности в стране с помощью передачи им управления операциями. Увы, сделка так и не была одобрена правительством России.

Во-вторых, ряд западных компаний, особенно это касается нефтесервиса, сам не хочет уходить. К примеру, в марте 2024-го гендиректор Schlumberger (крупнейшая нефтесервисная корпорация в мире) заявил в интервью для Financial Times, что SLB не планирует отказываться от своего бизнеса в России.

«Команда там работает автономно и, я думаю, в некоторой степени скрытно. Мы защищаем наши активы», — сказал он.

Выходит, пока часть компаний-гигантов вроде Baker Hughes и Halliburton уходит из нефтегаза РФ, некоторые, вроде SLB, остаются. Впрочем, даже те кто якобы покинул рынок России, все равно де-факто присутствие сохранили. Та же Halliburton в сентябре 2022-го продала свои предприятия в РФ российской управленческой команде, состоящей из бывших сотрудников Halliburton. Почти то же самое сделали и в Baker Hughes. В итоге Baker Hughes и Halliburton в России работают независимо от своих бывших материнских компаний.

Не все проблемы импортозамещения в нефтегазе удалось решить

Важно отметить, что сам российский нефтегаз, пусть и с некоторыми оговорками, во многих сегментах показал неплохие результаты импортозамещения. Еще в сентябре 2023-го вице-премьер правительства РФ заявил, что координация усилий нефтегазовых компаний и государства позволила снизить импортозависимость отрасли с 67% в 2014 году до нынешних 38%. В Минпромторге летом 2023-го заявили, что доля отечественного оборудования в отрасли по итогам года превысит 65%. Впрочем, это не слишком активный рост, поскольку в апреле 2022-го ведомство оценивало этот же показатель в 60%.

Безусловно, такой показатель независимости от западного оборудования в отрасли — это серьезное достижение, которым не все страны-экспортеры нефти или газа в мире могут похвастаться. Однако работать еще есть над чем.

В комментарии для «НиК» аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков рассказал, что нефтегаз РФ за прошедшие два года санкций трудно назвать «отличником». Хотя и серьезные успехи все же есть.

«Во-первых, в отрасли научились самостоятельно делать трубы. Раньше (в том числе и в советские времена) их покупали. Все газопроводы в Европу тогда, включая „Уренгой-Помары-Ужгород“, были построены за счет немецких и итальянских труб. Сейчас мы делаем трубы любой номенклатуры самостоятельно.

Во-вторых, все что касается сухопутных газовых месторождений, Россия делает и разрабатывает сама. Даже турбины для газокомпрессорных станций. В последние годы доделали турбины большой мощности. Правда сейчас стоит вопрос, насколько много и быстро мы сможем их производить, потому как спрос довольно велик.

Все, что касается простых месторождений нефти, компании в РФ тоже могут делать без иностранной помощи. Определенный дефицит в услугах бурения и нефтесервиса присутствует, но критических проблем нет. Буровое оборудование тоже есть. Другой вопрос, что его, возможно, пока недостаточно. По этой причине компании все активнее закупает его у Китая», — объяснил эксперт.

Игорь Юшков добавил, что хорошо себя показала нефтепереработка в РФ. Многие объекты модернизировали, хоть большинство — за счет западного оборудования. Однако сейчас все больше и больше мы производим сами. К примеру, катализаторами, которые вообще не производились в России, теперь страна сама себя полностью обеспечивает.

«Но нельзя отрицать и сложности в отрасли. Во-первых, нефтяные танкеры. Их начали делать, но в недостаточном количестве. РФ пошла по пути специализации танкеров, т. е. делает их именно арктического класса. Во-вторых, все, что касается сложных операций, российский нефтегаз либо делает самостоятельно либо в малых объемах, либо не может делать этого вовсе. Недавно на форуме в Тюмени был представлен флот для разрыва гидропласта.

Но в остальном все не так радужно. Западные нефтесервисные компании в РФ специализировались на сложных работах: бурении сложных скважин, гидроразрыве пласта; занимались ТРИЗами. Тут мы пока отстаем», — признал эксперт ФНЭБ.

Что же касается газовой сферы, то по мнению Игоря Юшкова, у РФ большие проблемы с производством газовозов. Страна их не делает. И даже заказ, который был размещен НОВАТЭКом, по сути, на судоверфи «Звезда» (на 15 газовозов), исполнялся в кооперации с южнокорейской компанией. В 2022-м она ушла, поэтому ни одного такого судна в РФ не достроили. Из-за этого первая очередь проекта «Арктик СПГ 2», запущенная в декабре 2022-го, до сих пор ни одну партию СПГ не отгрузила.

«Все что касается крупнотоннажных СПГ-заводов, увы, мы самостоятельно строить не можем. Мало- с среднетоннажные объекты в сегменте мы может делать — это действительно достижение. Хотя по крупнотоннажным проектам технологию запатентовали „Газпром“ и НОВАТЭК, построить объекты по технологии мы пока что полноценно не можем.

Разработка шельфовых месторождений — это тоже проблема. Например, „Газпром“ до сих пор не смог разработать Южно-Киринское месторождение так, чтобы оно давало промышленный газ. Его предполагалось разработать с помощью автономных добычных дронов, которые делает американская компания. Мелководные шельфы, вроде проекта ЛУКОЙЛа на Каспии, мы разрабатываем. А вот глубоководный шельф и работы в сложных условиях на море — серьезная проблема для отрасли в РФ которую еще предстоит решать», — резюмировал эксперт.

Автор: Илья Круглей

Источник: OilCapital.ru, 11.06.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики