Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Uniper расторгла долгосрочные контракты с «Газпром экспорт»

Uniper расторгла долгосрочные контракты с «Газпром экспорт»

Арбитражный суд в Стокгольме предоставил ей такое право и присудил компенсацию в размере 13 млрд евро за непоставленные «Газпромом» объемы топлива. В «Газпроме» считали ту ситуацию форс-мажором и сейчас никакую компенсацию выплачивать не собираются

Крупнейшая немецкая энергетическая компания Uniper расторгла долгосрочные контракты по поставкам газа с «Газпром экспорт». В компании заявили, что это стало возможным после того, как арбитражный суд в Стокгольме предоставил ей такое право и присудил компенсацию в размере 13 млрд евро за непоставленные объемы топлива.Поставки прекратились летом 2022 года, однако отдельные контракты продолжали бы действовать до 2035-го, отметили в Uniper.

Сокращение прокачки по трубопроводу «Северный поток — 1» в 2022 году произошло из-за проблем с турбинами Siemens на компрессорной станции «Портовая». «Газпром» обвинил Siemens в отказе ремонтировать турбины и объявил форс-мажор по договору.

Поэтому российская компания не собирается платить компенсацию, говорит эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Конечно, платить «Газпром» по иску ничего и не будет, потому что считает, что ограничение поставок газа, которое имело место, произошло не из-за воли «Газпрома», а из-за форс-мажора. Форс-мажор сначала заключался в том, что со стороны Запада были введены санкции, которые препятствовали ремонту турбины Siemens, которая должна была использоваться на «Северном потоке», а потом уже российское правительство еще и запретило «Газпрому» использовать газопровод «Ямал — Европа» через Польшу в ответ на то, что Польша национализировала активы «Газпрома» в Польше, то есть с точки зрения «Газпрома» недопоставки газа для Uniper происходили из-за объективных соображений, из-за форс-мажора, а не из-за того, что «Газпром» хотел уменьшить эти поставки. Платить он также не будет потому, что все, что можно было, у «Газпрома» уже в Европе арестовано, и сейчас у немецкой стороны уже нет возможности у «Газпрома» что-то забрать. Поэтому тем более нет смысла и платить со стороны России, все равно ничего нового забрать не смогут. Соответственно, в чем-то «Газпром» уже чувствует себя спокойно, в том плане, что если у вас уже что-то украдено, по второму разу украсть нельзя. И, кстати, «Газпром» уже в бухгалтерской отчетности за 2023 год по МСФО списал активы более чем на триллион рублей, по всей видимости, часть этих активов — это как раз его активы в Германии, возможно, что-то связано еще с «Северными потоками». Так что они даже по бухгалтерской отчетности уже списаны».

В марте этого года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области по требованию «Газпром экспорта» запретил Uniper продолжать разбирательство в Арбитражном суде Стокгольма. В случае нарушения запрета компания обязана выплатить штраф в размере 14 млрд евро — то есть на целый миллиард больше, чем сумма компенсаций, озвученных немецкой компанией.

Комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Эта история 2022 года, сейчас Uniper ей занялась исключительно для того, чтобы освободиться от подвисшего на ней контракта, так как она собирается выйти на IPO. И суд насчитал некую сумму штрафа, что тоже довольно интересно. Во-первых, суд разрешил Uniper де-факто освободиться от этого контракта, разорвать его, потому что если бы она это сделала по своей инициативе, то «Газпром» мог бы потребовать с нее неустойку, а так это освобождает Uniper от выплаты неустойки. По поводу суммы некой компенсации, здесь явно Стокгольмский арбитраж просто посчитал, сколько стоил объем газа по контракту с «Газпромом», который Uniper потребляла, ну, передавала дальнейшим своим потребителям, и сколько она потратила, покупая аналогичные объемы газа на спотовом рынке. А тогда цены достигали рекордов — это были несколько тысяч долларов за тысячу кубов, и, конечно, на спотовом рынке цены были значительно выше, чем по долгосрочным контрактам вообще, и у «Газпрома» в частности. Поэтому отсюда и берется та самая сумма в 13 млрд долларов. Но «Газпром», по сути, тоже защищен здесь от претензий со стороны Uniper и Стокгольмского арбитража тем, что еще раньше российский суд постановил не вести дальнейшее разбирательство в какой-то другой юрисдикции, иначе Uniper должна заплатить уже 14 млрд евро. И, таким образом, российская юрисдикция защищает «Газпром» от этих выплат, то есть у него и так все европейцы забрали. Где-то охотиться в других странах на активы «Газпрома» европейцы вряд ли смогут, но опять же этих активов у «Газпрома» в других странах не так уж и много. Я не думаю, что кто-то попытается арестовать, например, газ, который принадлежит «Газпрому», пока он не дошел до Словакии и до Австрии. То есть, например, транзит через Словакию в Австрию идет, а они все арестовывают в счет погашения этого долга. Они понимают, что «Газпром» тогда остановит поставки, это подстегнет дефицит на европейском газовом рынке, и цены подрастут. И в итоге пострадают все, и та же самая Uniper, которая теперь приобретает газ у альтернативных поставщиков, заплатит еще больше, чем получит от продажи этого газа, который был арестован, газпромовский».

«Газпром» не единожды обращался в российские суды с требованием запретить судиться с ним за рубежом.

Так, буквально вчера Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил в силе решение о запрете чешской Net4Gas продолжать разбирательство в международном суде. В случае нарушения запрета «Газпром» сможет взыскать с нее более скромную сумму, чем с Uniper, — 113 млн евро.

Источник: BFM.RU, 12.06.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики