|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газовый вопрос» в ответах (аудио) «Газовый вопрос» в ответах (аудио)О судьбах «Набукко» и «Южного потока», перспективах освоения Арктики и Транскаспийском газопроводе рассказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов Гаспарян: У нас в гостях генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. У Русской службы энергетика в центре внимания, и у нас огромное количество вопросов. Давайте начнем с «Южного потока». Каково текущее состояние данного проекта? Симонов: Как известно, не так давно подписано новое акционерное соглашение. «Южный поток» обрел новых акционеров, и, на мой взгляд, это принципиально важный момент. Почему? Потому что больше это не Не секрет, что, к сожалению, европейские регуляторы очень часто воспринимают «Южный поток», как нечто недружественное и опасное для Европейского союза. Хотя это странно, потому что «Южный поток» газ должен донести непосредственно до стран Европейского союза. Но такая негативная реакция на этот проект существует. Гаспарян: А откуда взялась эта именно негативная реакция на «Южный поток»? Каковы ее истоки? Симонов: Взялась она из простого сюжета, связанного с тем, что Европейский союз убедил себя в том, что Россия использует газ как средство политического давления. Что доля России на европейском рынке настолько критическая, что На самом деле, если разобраться с цифрами в руках в этой ситуации, то, конечно, эти страхи ни на чем не основаны. Но самое главное, что нельзя привести ни одного примера, когда Россия использовала газ как способ политического шантажа Европы. Более того, даже с теми странами, с которыми у нас очень тяжелые политические отношения, возьмем страны Балтии. Даже там, где некоторые наши политики в свое время пытались использовать экономику как способ давления, предлагали отказаться от прибалтийских шпрот и так далее, даже там ни разу, несмотря на сложные политические отношения, не было шантажа при помощи газа. «Газпром» вместе с немецким Е.Оn владеет контрольными пакетами во всех трех странах, то есть они фактически являются вместе собственниками, контрольными акционерами газотранспортных систем всех трех балтийских стран. Но никто не угрожал сократить поставки, никто их не перекрывал. Да, были экономические споры, но никогда политика не влияла на вопрос цены и объемов поставок в эти государства. Таким образом, это достаточно ложное представление, но, к сожалению, укоренившееся. Поэтому любые новые проекты, которые повышает энергетическую безопасность Европы, все равно в Брюсселе вызывают настороженную реакцию. О чем говорить, та же, например, такая близкая к истерике реакция еврокомиссара Оттингера на последнее акционерное соглашение, когда он сказал, что европейские компании должны тщательно подумать, не забывать о «Набукко». Это тоже странный момент. Потому что Европейский союз использует сейчас политические инструменты давления на свои компании. А это странно, потому что всегда руководство того же проекта «Набукко» уверяло нас, что это не политический, а исключительно коммерческий проект. Объясните, если некоторые европейские компании отказываются участвовать в «Набукко», но входят в акционерный капитал «Южного потока», но при этом европейский комиссар по энергетике говорит им, мол, вы поступаете неправильно, вы должны помнить о «Набукко». Так вот, скажите, кто тогда использует газ как способ политического давления? Мне кажется, что наоборот сейчас получается, что Европейский союз использует политические инструменты для того, чтобы надавить на европейские компании. Но, к счастью, пока это не удается, и немецкий BASF, и французская компания EDF вошли в акционерный капитал «Южного потока», и теперь это проект, в котором участвует четыре европейские страны. Я Россию тоже считаю в этом плане европейской страной. Скажем так, три государства Европейского союза, причем государства, как вы понимаете, не последние — Германия, Италия, Франция. Гаспарян: А ресурсная база «Южного потока», этот долгий спор, откуда взять газ. На какой стадии сейчас решение этого вопроса? Симонов: На самом деле у «Южного потока» проблемы есть, их две. Первая проблема — это Турция, которая не дает разрешение на прокладку газопровода по дну Черного моря в территориальных водах Турции. Вторая проблема, что Европейский союз отказывается предоставить «Южному потоку» статус TEN ( Но с чем проблем точно нет у «Южного потока», так это с ресурсной базой. Вот у конкурентов, например, у того же газопровода «Набукко», проблемы с ресурсной базой колоссальные. Почему этот проект не может состояться сегодня? И Европейский союз всех уговаривает, фактически уже загоняет в этот проект, несмотря на то, что говорится о том, что этот проект коммерческий. Но нет газа, а нет газа — нет контрактов, нет контрактов — нет финансирования, потому что банки отказываются давать деньги на проект, который им кажется абсолютно нецелесообразным с экономической точки зрения. А почему в «Набукко» нет газа? Потому что сегодня можно рассчитывать только на 10 миллиардов кубов из Азербайджана. Почему? Потому что Иран отрезан политическими санкциями, в Ираке газ нужен для восстановления экономики, а это в основном попутный газ от нефтяных проектов. Газовые же месторождения даже пока не распределены на тендерах, поэтому невозможно понять, когда там появится этот газ на рынке. Египет в пучине арабской весны. Туркмения отделена Каспийским морем. Несмотря на гневное заявление из Брюсселя, что Россия не должна мешать строительству Транскаспийского газопровода, мне кажется, все наоборот: Россия обязана мешать этому строительству, тем более что с юридической точки зрения позиция России обоснована на сто процентов. Туркмения и Азербайджан не имеют права сегодня строить эту трубу. Это не просто Таким образом, пока Туркмения тоже от Европы отделена. Единственный возможный источник поставки газа из Туркмении в Европу, это территория РФ. Остается Азербайджан. У Азербайджана есть проект второй очереди Таким образом, спрос сегодня только по трем европейским трубам фактически уже в четыре с лишним раза превышает возможности Азербайджана. А тут еще такие смешные страны, типа Украины. Недавно министр Украины Бойко, сказал, что он 5 миллиардов тоже готов азербайджанского газа покупать. Азербайджанский газ готовы покупать все, один только нюанс, что этого газа просто нет. Но есть 10 миллиардов кубов в 2017 году, на которые стоит огромная очередь. Таким образом, у «Набукко» и у других проектов, которые входят в «Южный коридор», колоссальные проблемы с ресурсной базой. У «Южного потока» проблемы есть, как я уже сказал, но с ресурсной базой у него проблем нет по той простой причине, что это труба, которая связывает РФ с Европейским союзом. Как мы знаем, РФ — крупнейший обладатель газовых запасов, и сегодня мы знаем, что Россия пытается реализовать свой проект «Южного коридора». У нас «Южным коридором» называются две газовых трубы, которые должны соединить месторождения Ямала с берегом Черного моря. Точнее, расширить эту систему, потому что, в принципе, они уже соединены частично. Напомню, что мы уже построили газопровод в Турцию, построена большая береговая компрессорная станция, построен газопровод блустрингового потока, то есть соединил по дну Черного моря Россию и Турцию. Таким образом, строится два газопровода, этот проект тоже называется «Южный коридор» в пику европейскому проекту «Южного коридора». Но, в отличие от европейского проекта «Южного коридора», с наполнением нашего «Южного коридора» никаких проблем, в общем то, нет. Потому что, слава Богу, газовыми запасами мы, в отличие от многих других стран, не обижены. Гаспарян: А почему Симонов: Турция очень сложная страна как переговорщик. В этом убедились и мы, и европейцы. Препятствует она потому, что она намерена получить за это согласие как можно более высокую цену. В частности, предметом давления является строительство нефтепровода Проблема этого нефтепровода простая. Дело в том, что Турция уже неоднократно использовала статус транзитного государства, чтобы оказывать давление на Россию. У нас периодически возникали очень сложные проблемы с проходом нефтяных танкеров через турецкий пролив Был такой проект, он еще есть, но находится в тяжелой ситуации Турция предлагает построить трубу Но Турция Но и позиция Турции изменилась, посмотрите последние скандалы, связанные с ситуацией вокруг Северного Кипра. Очевидный конфликт Турции и Кипра вокруг разработки месторождений, кстати, углеводородов. Конфликт этот есть, и Турция очень агрессивно давит на Европейский союз, заявляя о том, что она уже готова фактически отказаться от идеи вступления в Европейский союз. И начинается шантаж Европы. В этой ситуации возникает вопрос. Представьте, Европа построила три трубы через турецкую территорию, что дальше будет? Дальше Турция будет вести себя, как Украина, она будет постоянно угрожать перекрыть транзит. Причем в отличие от Украины, которая просит денег, Турция будет просить политических уступок, а это гораздо более драматично. Есть два сюжета, по которым Турция будет теребить Европу. Первый сюжет — это статус Северного Кипра, а второй сюжет — это более глобальная тема, это вступление Турции в Европейский союз. Таким образом, Турция — по определению, тяжелейший переговорщик. У нас просто был Но мне было очевидно сразу, что Турция — сложная страна. Еще раз повторю, единственное, что утешает, что европейцам гораздо будет сложнее с Турцией общаться. И Опять курды напоминают о себе, проходят сейчас уже теракты и на территории Турции, и на территории соседних государств, где курды проживают, например, в том же Ираке. Фактически уже рассматриваются варианты военных операций турецкой армией на территории Ирака. Таким образом, курды тоже создают дополнительные риски этому транзиту, так что нам пока с Турцией тяжело, но европейцам тяжелее вдвойне. Гаспарян: Константин Васильевич, переходим непосредственно к проблемам Арктики. Каковы экологические риски в Арктике с точки зрения добычи газа? Симонов: Любой проект, связанный с добычей углеводородов, особенно в таких хрупких экологических зонах, как Арктика, конечно, несет в себе определенные экологические риски. И это не является секретом. Вопрос только в том, а должна ли эта экологическая страшилка останавливать развитие технологий и освоение арктических богатств. На самом деле, арктические проекты — это уже не завтрашний день, а сегодняшний. Напомню, что в этом году Россия начинает добычу на «Приразломном» месторождении. Канада и США давно уже ведут добычу в арктической зоне. Норвегия уже производит сжиженный газ на проекте «Белоснежка», который тоже находится в арктической зоне. Мы рассматриваем сейчас проект Штокман по производству газа, тоже в Арктике. И, наконец, последнее соглашение «Роснефти» и Exxon, правда, там разведочное бурение начнется в 2015 году, но, тем не менее, вплотную мы уже задумываемся о добыче в Карском море. А почему это происходит? Потому что энергоносителей в мире много, нефти и газа в мире много. Но легкодоступные углеводороды уже заканчиваются. Поэтому человечеству все равно приходится добывать углеводороды в очень сложных геологических зонах. Это не только Арктика. Возьмите глубоководный шельф в Бразилии или битумные пески провинции Альберта в Канаде, или Восточную Сибирь российскую, это очень тяжелые проекты. Но человечество вынуждено это делать. Нас становится больше, мы хотим жить комфортно, нам нужны углеводороды. Это известная дилемма — экология или энергия. Я думаю, что сегодня, в XXI веке, Но, еще раз повторю, после этого российская сторона сделала ряд достаточно серьезных предложений. Скажем, президент Медведев предложил идею совместного глобального страхования экологических рисков. Возьмем то же Карское море, там до геологоразведки, до первого геологоразведочного бурения еще четыре года должно пройти. За это время, безусловно, уже можно собраться совместно с экологами и решить, как Арктика будет осваиваться с учетом этих самых экологических рисков. Зачастую экология является такой дубинкой, при помощи которой мы лупим наши новые проекты, но развитие Арктики мы остановить не можем. Более того, Россия на себя берет эти экологические обязательства. Напомню, что мы заявили программы очистки мусора, который в Арктике накоплен еще с советского времени. То есть, мы это делаем. Есть предложение по совместному страхованию глобальных экологических рисков. В общем то, есть решение, которое позволяет экологические риски в Арктике минимизировать. А у нас просто зачастую, к сожалению, как только заходит вопрос о добыче, скажем, на шельфе, тут же появляются экологи, которые по стандартной схеме начинают эти проекты лупить. И даже одни и те же животные там появляются — те же киты. Везде угроза китам. Зачастую там этих китов даже и нет в зоне добычи. История с сахалинскими китами показательна. Все слышали про этих серых китов, но, на самом деле, Я не призываю к тому, что надо забыть про экологию и сказать, ребята, человечеству нужна нефть, нужен газ, Гаспарян: А каковы перспективы использования Северного морского пути вообще? Симонов: Северный морской путь — тема достаточно интересная. Потому что, с одной стороны, вроде и неприятная история, связанная с тем же глобальным потеплением. Правда, там еще его эффект до конца не изучен, но известно, что ледяной покров сокращается. Это позволяет задуматься о развитии новых транспортных коридоров, включая и Северный морской путь. На самом деле, преимущество Северного морского пути достаточно очевидно. Через этот Северный морской путь мы можем достаточно серьезно сократить срок доставки товаров, например, из того же Китая в Европу, или наоборот. В принципе, можно просто посмотреть. Скажем, если сравнить путь, который проходят танкеры по Северному морскому пути и по другим каналам, то получится, например, что, если вы везете свои грузы из Мурманска в Японию без Северного морского пути, через другие существующие артерии, то у вас получится примерно 13 тысяч морских миль. А если Северным путем, то менее шести тысяч морских миль. И на самом деле такая экономия есть по всем направлениям. Маршрут из Европы в Азию или из Азии в Европу достаточно рентабелен. Но сейчас мы говорим о Северном морском пути в контексте освоения Арктики. Потому что в Арктике запускается несколько крупных проектов добычи углеводородов, и вполне логичный путь, соответственно, поставлять газ и нефть танкерами на азиатские рынки. Тем более, что там спрос растет и по причине отказа от атома и по причине развития экономики. Мы видим, что здесь получается, что двукратная будет экономия с точки зрения расстояния. Так что тут ясно, что Северный морской путь — это достаточно любопытная идея. Да, никто не спорит с тем, что у Северного морского пути есть трудности, главная трудность — это лед. Несмотря на глобальное потепление, пока лед есть, возникает вопрос, можно ли осуществлять круглогодичную проводку без использования ледоколов. Потому что ледоколы — это достаточно дорогое удовольствие. Тем не менее, Россия сейчас достаточно амбициозные программы заявляет по развитию атомного флота. А Россия, кстати, была и остается мировым лидером по наличию атомных ледоколов. Но не только, кстати, атомные ледоколы будут строиться, будут строиться и дизельные ледоколы. Не обязательно все сводится исключительно к такой тяжелой артиллерии, что называется, атомные ледоколы. Но такая программа есть, до 2020 года будет построено не менее трех атомных ледоколов нового поколения. Плюс будет еще построено несколько дизельных ледоколов. Таким образом, процесс обновления будет идти. Это при том, что у нас все равно уже сейчас используются шесть атомных ледоколов, а у других стран их фактически нет. Например, в Китае всего один атомный ледокол, да и тот купленный у Украины фактически после развала СССР и находящийся в предынфарктном состоянии. Тут доминирование наше в Арктике с точки зрения транспорта очевидно, оно будет развиваться, и будет Северный морской путь фактически реанимирован. Да, вопрос в оценках, сколько будет стоить транзит. Но по мере развития атомного флота, по мере развития вообще ледокольного флота, по мере сокращения, не стоит забывать, и толщины ледового покрова Арктики, я думаю, что этот путь будет становиться все более и более рентабельным. Но эта двукратная экономия по расстоянию делает проект, по крайней мере, очень любопытным. Гаспарян: А каковы новые технические средства, технология освоения арктических углеводородных месторождений, если их вкратце описать? Симонов: Вкратце их описать очень сложно. У нас, к сожалению, сложился такой устойчивый стереотип, что нефтегазовая промышленность, это такая архаичная отрасль, где копнул лопаткой землю, и фонтаном идет нефть. К сожалению или к счастью, это далеко не так. Сегодня нефтегазовая промышленность — это достаточно серьезный, амбициозный проект, серьезная индустрия, которая использует совершенно фантастические технологии. Я часто говорю о том, что освоение Арктики — это задача ничуть не менее масштабная с технической точки зрения, чем освоение космоса. И это далеко не преувеличение. Возьмем проблему геологоразведки. Вам нужно вести геологоразведку на дне моря в тяжелых климатических условиях. Там температуры достигают и минус тридцать, и минус сорока, а то и более градусов. И там используются аппараты, которые вполне похожи на луноходы, которые в свое время использовались для изучения Луны. Изучение Марса и других планет будет вестись примерно такими же устройствами. Таким образом, первый момент связан с геологоразведкой. Второй момент связан с тем, что сегодня конкурируют две концепции — вести добычу с платформ или вест и добычу подводным способом. И та, и другая технология любопытна, они связаны с совершенно фантастическими по технической сложности решениями. Но наш проект «Разломная» будет реализован при помощи платформы, которая уже построена. И в этом году эта ледостойкая платформа будет уже введена в эксплуатацию. Это настоящий монстр. Высота только этой платформы 120 с лишним метром. И там ситуация такая, что максимальная высота волны бывает 12–13 метров, и эта платформа будет ее выдерживать. С точки зрения технологий это очень непростой проект. И возьмем наш Штокман. Вы добываете газ в море, потом вам нужно этот газ доставить до берега, а потом уже либо закачать в трубу, либо построить завод по сжижению газа. Это тоже достаточно тяжелая задача. Или возьмем другой вариант, о котором я вам сказал, как делают в Норвегии. Они не добывают сейчас газ с платформ. Зато там построена сложнейшая система газопроводов, которые соединяют месторождения с берегом. А ведь это же требует совершенно фантастических по сложности задач систем управления процессом. То есть, у вас под водой колоссальная система извлечения газа и его транспортировки до берега. И при этом вам надо этим процессом управлять. Причем, не забывайте, что у вас эта система на глубине арктических морей, в соответствующих климатических условиях. Таким образом, цепочка — добыча, транспортировка, геологоразведка, доставка затем до потребителя. Потому что это же колоссальная была задача для металлургии в свое время. Пришлось сделать специальную сталь Таким образом, по всей цепочке мы видим достаточно сложные задачи стоят, но они решаются. И я вам привел пример только нескольких пионерских технологий, которые в процессе освоения Арктики используются уже сегодня, но задача стоит и дальше. Поэтому на примере Арктики можно очень наглядно показать, что современный нефтегазовый комплекс — это не Гаспарян: Переходя уже к третьей судьбоносной проблеме по этой теме. Я имею виду транскаспийские маршруты. Каковы экологические проблемы строительства газового маршрута на Каспии, о чем многие эксперты охотно сегодня говорят? Симонов: С точки зрения экологии на Каспии надо понимать одну простую вещь. Скажем, представители Туркмении, Азербайджана или Европы говорят: а что бы нам не построить Балтийское море — это открытая экологическая система, а Каспийское море — закрытая экологическая система. Поэтому любая экологическая авария на Каспии будет настоящей катастрофой. Эта авария произойдет в закрытой экологической системе и нанесет ей чудовищный вред. И в этом плане, конечно, сравнивать Балтику с Каспием совершенно бессмысленно. Более того, есть и другие моменты, которые отличают Каспий от Балтики. Понятны сравнения, потому что мы только в Балтике завершили строительство первой нитки «Северного потока». И там тоже было очень много вопросов по экологии. Я помню, скептики говорили: «Северного потока» не будет никогда, русским надо договориться с каждой рыбой на Балтике. С каждой рыбой на Балтике договориться удалось. А удастся ли договориться с каждым осетром на Каспии, это большой вопрос. Первая проблема, я уже сказал, если происходит авария на газопроводе, вы наносите чудовищный ущерб популяции осетров. А уникальность экологической системы Каспия, прежде всего, заключается в наличии стремительно сокращающегося уже сейчас поголовья осетровых рыб, которых, естественно, нужно Второй момент связан с сейсмической ситуацией. В отличие от той же Балтики, где землетрясения является крайне редким явлением, зона Каспия с точки зрения сейсмики гораздо более рискованна. С учетом возможных землетрясений риски разрывов инфраструктурных объектов, газопроводов достаточно серьезны. Повышается риск аварий со всеми вытекающими экологическими последствиями из такого рода явлений. Плюс там еще с точки зрения осетровых рыб возникает вопрос, потому что ряд экологов считают, что строительство газопровода станет таким своеобразным акустическим барьером для осетровых рыб, которые не смогут свободно пересекать Каспийское море. Нарушится их естественное движение, связанное с жизнью, с нерестом, что тоже приведет к губительным последствиям для природы. Поэтому, конечно, экологические риски строительства таких трубопроводов на Каспии сегодня огромны. И пока ни Туркмения, ни Азербайджан, ни Европейский союз не могут объяснить, каким образом они эти риски намерены снизить. Поэтому эта проблема достаточно серьезная. Но, помимо экологических проблем, есть и юридически проблемы. Гаспарян: Там еще и проблема огромная, связанная с милитаризацией Каспия, которая наслаивается на весь остальной спектр. Симонов: Действительно, эта проблема есть. Сегодня позиция России достаточно логична. Мы говорим о том, что, ребята, есть пять прикаспийских государств — Россия, Казахстан, Туркмения, Иран и Азербайджан. Пять государств, которые должны договориться о том, каков же будет правовой статус Каспия. Давайте зафиксируем, что все решения принимаются только консенсусом пяти государств, и больше никто в эти решения не лезет. То есть, не должно там быть Брюсселя, Пекина, Вашингтона. Потому что Брюссель, Пекин и Вашингтон не выходят на Каспий, и это вообще не вопрос их компетенции. Давайте пять государств — и только пять государств — путем взаимного уважения эту проблему решат. Но, к сожалению, эта позиция не всегда воспринимается нашими партнерами по Каспию. Ну, например, эта идея транскаспийскго газопровода, когда Туркмения и Азербайджан говорят: а давайте мы просто построим трубу, а что мы будем спрашивать Россию, зачем нам это нужно. Давайте просто возьмем и построим ее. Но такой подход достаточно провокационен. И сегодня мы наблюдаем, что наши соседи по Каспию вместо того, чтобы сесть за стол переговоров и договариваться, используют другую тактику, начинается процесс милитаризации Каспия. Страны вкладываются в новые виды вооружений. Это касается и Ирана, и Азербайджана. Чуть в меньшей степени, но все равно касается и Туркмении. Таким образом, милитаризация Каспия происходит достаточно быстрыми темпами. А ведь там надо еще иметь в виду, что есть проблемы очень близкие — тот же Нагорный Карабах. Да, это не совсем каспийская тема, но это очень рядом. И Азербайджан, получая очень высокие доходы от эксплуатации нефтяных месторождений Каспия, достаточно серьезные суммы направлял и на перевооружение своей армии. И сегодня та же проблема Нагорного Карабаха, зачастую делается попытка со стороны Баку решить ее при помощи силы. Это тоже проблема. Таким образом, к сожалению, военная напряженность на Каспии и рядом с Каспием растет очень быстро. И это тоже дополнительные риски, к сожалению, создает. Потому что мы Но это наши интересы. И если открыто их нарушать и закрывать глаза на существующие договоренности, то понятно, что ответ тоже может быть, как принято говорить, симметричным, адекватным. Поэтому меня процесс милитаризации Каспия очень сильно тревожит. Я вижу, что наши партнеры сегодня предпочитают вкладывать деньги в вооружения, а не пытаются решить проблему Каспия Гаспарян: Почему Симонов: Действительно, эта тема очень любопытная. Потому что Соединенных Штатов вообще там нет с точки зрения географии. Посмотрим на карту, где находятся США и где находится Каспий. Возникает вопрос, зачем вообще США вмешиваются в эти процессы. Даже в теории энергоносители Каспийского региона в США поставляться не будут. Но, тем не менее, США были лоббистами известной трубы Кстати, труба стоит фактически пустой сегодня. С пафосом ее, конечно, открывали и подавали как мощный проект. Но в реальности забыли посчитать объемы поставок из Казахстана и объемы добычи азербайджанской нефти, а также забыли посчитать стоимость транзита из Казахстана через Азербайджан в Европу и доставки из того же Казахстана до Новороссийска. Сегодня Таким образом, мы видим, как политика губит экономику. А экономики в некоторых проектах там просто нет. И мы видим, например, что есть такие должности очень любопытные — спецпредставитель по вопросам энергетики Евразии. Господин Морнингстар постоянно говорит, например, откровенно провокационные вещи. Он постоянно говорит (это тоже проблема транскаспийского газопровода), что, ребята, давайте строить уже трубу, не надо русских спрашивать, это ваше внутреннее дело, пусть Туркмения и Азербайджан договорятся, мы считаем, что здесь не нужен никакой консенсус на Каспии. Мол, они договорятся, а мы их политически прикроем. Конечно, такая позиция провокационна. А логика США, в общем то, ясна: США пытаются стать посредником в доставке энергоносителей из стран Каспийского моря до Европейского союза. Тут логика такая: если вы контролируете транзит, то вы тем самым имеете инструмент давления на Европейский союз. Да, вроде бы США и Европейский союз партнеры. Но при этом мы знаем, что там целый ряд противоречий. И иметь инструмент давления на Европейский союз — это достаточно хорошая политическая идея. Поэтому США давно уже фактически провозгласили Каспий зоной своих интересов. США очень плотно работают с Азербайджаном, очень плотно работают с Туркменией. Наконец, не стоит забывать про Турцию. США обладают большим влиянием на Турцию, а все, как я уже сказал, газопроводы идут через турецкую территорию. Таким образом, получается, что Европе предлагают проект «Южного коридора». Кстати, он придуман был Соединенными Штатами. Так же, как я уже сказал, например, проект Аудиоверсия программы Автор: Армен Гаспарян Источник: Голос России, 23.09.2011 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|