Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Станислав Митрахович: поставки СПГ в Европу вырастут из-за санкционных особенностей

Станислав Митрахович: поставки СПГ в Европу вырастут из-за санкционных особенностей

Сегодня, 24 июня, Европейский союз принял решение о введении новых санкций против России. Один из основных пунктов - запрет на перевозку СПГ из России в порты Европы, а также запрет на финансирование и поставку товаров для проектов «Арктик СПГ 2» и «Мурманский СПГ» компании НОВАТЭК. Также были введены санкции против 27 судов, подозреваемых в перевозке российской нефти и нефтепродуктов.

Данные меры Агентству нефтегазовой информации прокомментировал научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Главное, что есть в санкционном пакете – это запрет на перевалку СПГ российского производства в территориальных водах ЕС. Но и тут есть решение - скорее всего перевалка просто отойдет дальше в открытое море, либо будет производиться в районе Мурманска, где как раз НОВАТЭК сейчас развивает инфраструктуру для этой же самой перевалки. Безусловно, усложнится логистика, это будет дороже тем, кто экспортирует газ с «Ямал СПГ», также потеряют деньги, скорее всего, те компании, которые управляют портами в Европе, например велась активно перевалка в портовом городе в Бельгии - Зебрюгге.

Возникает вопрос: почему не было запрета на импорт СПГ? А дело все в том, что помимо самого НОВАТЭКа, экспорт с «Ямал СПГ» ведут европейские и энергетические мейджеры, транснациональные европейские компании и их трейдинговые подразделения - TotalEnergies, Shell и другие. Они видимо объяснили политикам в Европе, используя свои лоббистские способности, что если сейчас запретить экспорт, то компании понесут большой ущерб.

Поэтому считаю, что импорт российского СПГ в эти страны ЕС запретит немного позже. Где-то через два года у нас ожидается приток новых объемов на мировой рынок, в частности в Европейский, поэтому к тому времени Евросоюз может дозреет до запретов. Возможно, что это придет раньше – будет зависеть от политической конъюнктуры. Но, а пока запрет действует только на перевалку. А это значит, что раньше 80% экспорта с «Ямал СПГ» шло в Европу, то теперь будет идти 90%. В теплое время года увеличится экспорт в Азию по Северному морскому пути, в холодное время года - в Европу и даже без перевалки. Получается, что поставки СПГ в Европу даже вырастут вот из-за таких санкционных особенностей.

Что касаемо санкций непосредственно против российских СПГ-проектов, то они во многом дублируют то, что ЕС принимали ранее. Понятно, что ни технологии, ни инвестиции в «Арктик СПГ 2», в завод в Усть-Луге не были и не будут вложены. Это было бы даже невозможно себе представить в нынешних реалиях. Их нельзя было ожидать и в 2022-2023 гг. Здесь ЕС просто повторяет то, что раньше сделал. Видимо создавая вид, что санкции усилились.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 24.06.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики