Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС одобрил новый пакет санкций против российского СПГ

ЕС одобрил новый пакет санкций против российского СПГ

По мнению экспертов, европейцы выбрали мягкий сценарий санкций против российского СПГ, чтобы не прийти к дефициту, потому что Россия сейчас — второй по объему поставщик СПГ на европейский рынок

Евросоюз одобрил 14-й пакет санкций. Один из основных пунктов нового пакета касается российского сжиженного природного газа: вводятся ограничения на его транзит через европейские порты.

Российский СПГ, предназначенный для третьих стран, теперь нельзя будет реэкспортировать через порты в ЕС. При этом запрет на поставки СПГ из России в сами страны ЕС не введен. Правила вступят в силу через девять месяцев.

В рамках европейских санкций против СПГ также запрещены инвестиции и поставка товаров услуг и технологий в любые новые российские проекты, в частности, «Арктик СПГ 2» и «Мурманск СПГ». Ограничения также введены против «теневого флота» России: под новые санкции подпали 27 судов.

Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«То, что там сказано по поводу непредоставления новых технологий и оборудования для строящихся СПГ-проектов — «Арктик СПГ 2» и Мурманского СПГ, — это фактически дублирование предыдущих санкций. В 2022 году ЕС ввел ограничения на поставку в РФ оборудования и технологий для строительства крупнотоннажных СПГ-заводов. Здесь ничего нового не появляется. Мы видим, что европейцы выбрали довольно мягкий для себя сценарий санкций против российского СПГ, потому что обсуждался именно прямой запрет на импорт СПГ из России, но это привело бы к дефициту, потому что Россия сейчас — второй по объему поставщик СПГ на европейский рынок. Соответственно, тогда бы цены в Европе выросли, и это был бы очередной удар по европейской экономике, поэтому они выбрали более экономически рациональный для себя вариант — запретили перевалку. Проект «Ямал СПГ», львиная доля которого идет на европейский рынок, отгружает в Европу СПГ танкерами ледового класса, их очень мало, их всего 15 штук, и ему нужно как можно быстрее вернуться обратно за новой партией. А уже из европейского порта СПГ может забрать танкер неледового класса и отвезти его на азиатские рынки через Суэцкий канал либо вокруг Африки, а часть СПГ все-таки регазифицируется и отправляется для нужд самих европейцев. Вот теперь Европа старается весь объем, который приходил в европейские порты, оставить для внутреннего рынка, чтобы его не вывозили, то есть, наоборот, насытить внутренний рынок. Политически это смотрится странно: вы вроде как вводите ограничения, а с другой стороны, санкциями даете России дополнительную долю на рынке и, по сути, больше платите ей за этот СПГ. Поэтому политически выглядит курьезно, но экономически это рационально. И для России на самом деле никаких особых последствий не будет, если будет большое желание экспортировать на азиатские рынки, то с июня как раз по конец октября можно просто посылать СПГ через восточную часть Северного морского пути, то есть сразу в Азию, в зимний период с ноября по июнь можно перегружать с танкера ледового класса на обычный танкер по системе «борт на борт» просто в акватории Мурманской области, и уже из Мурманской области обычный танкер пойдет через тот же самый Суэц или вокруг Африки. Но при нынешнем соотношении цен, когда в Азии и Европе они примерно одинаковые, экспортеры с Ямала, а это в основном международные компании, будут поставлять на европейский рынок. Может быть, установится некая сезонность, потом что у «Новатэка» есть контракт на три млн тонн с китайскими компаниями, соответственно, эти три млн тонн будут отгружать летом в самых благоприятных погодных условиях, с июля по сентябрь, и вот этот контракт будут выполнять летом, а весь остальной год можно будет продавать просто все в Европу, поэтому на самом деле здесь никаких проблем для компаний не возникнет. И отдельно можно сказать, что в тексте пресс-релиза по поводу этих санкций написано, что эти ограничения лишат Россию дополнительных доходов от продажи и транспортировки СПГ, но Россия как государство от этого вообще ничего не зарабатывает, либо это некомпетентность еврочиновников, либо просто какая-то откровенная ложь, потому что экспортной пошлины на СПГ у нас вообще нет, тот самый «Ямал СПГ» получил налоговые льготы и еще лет шесть-восемь не будет платить НДПИ на газ, на газовый конденсат, поэтому России как государству, бюджету, вообще абсолютно все равно, какие там санкции вводятся в отношении СПГ».

Под ограничения подпали также 116 физических и юридических лиц, включая компании из России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Турции и ОАЭ.

Источник: BFM.RU, 24.06.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики