Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > “Газпром” находится в непростой ситуации, но не в безнадежной

“Газпром” находится в непростой ситуации, но не в безнадежной

Никакой сенсации то в публикации Financial Times не было: Китай считает, что России новый газовый контракт нужнее, а, значит, она пойдёт на ценовые уступки. Китай сознательно держит паузу, рассчитывая, что России просто некуда будет продавать газ.

Именно по этой причине нужно продолжать борьбу за европейский рынок, а не уходить оттуда с гордо поднятой головой, ведь это будет только усиливать переговорную позицию Китая. Газ для “Силы Сибири - 2” планируется брать из уренгойского узла, традиционная, ещё советская ресурсная база наших поставок в Западную Европу. Оставив фантазии насчет внутрироссийских цен, Китай мог предложить привязать стоимость газа к стоимости угля на внутреннем рынке Китая, но “Газпром” правильно не идёт на такие условия. Китаю газ нужен, и нужно продолжать предлагать ему свои аргументы.

“Газпром” оказался в непростой ситуации. Потери от экспорта в Европу за 2 года от уровня 2021 года составляют 120 миллиардов кубов. Конечно, такие объёмы очень сложно куда-то реализовать. “Газпром” пытается это сделать, как известно, заключён уже контракт с Узбекистаном с перспективами расширения в Центральную Азию, и в Узбекистане уже есть готовая инфраструктура. Можно наращивать поставки в Азербайджан, но полностью это вопрос не решит.

У “Газпрома” есть расчет на внутренний рынок, это тоже важный момент. Сама компания оценивает рост до 2030 года примерно в 30 млрд кубометров, из которых 20 - за счёт газификации, а 10 - за счёт газомоторного топлива. Это достаточно амбициозные планы, которые надо реализовать, но и этого все равно окажется мало. Поэтому, безусловно, китайский контракт значим, в нем на кону 50 миллиардов кубометров.

Переговоры ведутся, сейчас выдвигаются различные опции, в том числе и транзитные. Есть вариант построить трубу через Казахстан с возможностью газифицировать сам Казахстан. Ситуация непростая, но это, конечно, проекция политической картины мира.

Однако же не будем забывать, что в отличие от нефти, газ всегда первоочередно предназначался для внутреннего рынка. Вопреки всеобщему заблуждению, основные объёмы газа расходуются внутри России. Наша газовая отрасль выполняет совершенно иную функцию по отношению к нефтяной, она не является и не являлась никогда основным генератором валютной выручки для страны. Экспортная выручка помогала “Газпрому” выполнять социальные функции, включая социальную газификацию. И ключевой вопрос, как будет развиваться внутренний рынок газа.

Рано или поздно китайский контракт будет подписан, но сводить судьбу нашей газовой отрасли к перспективам “Силы Сибири - 2” было бы неверно. Сейчас активно обсуждается возможность расширения потребления газа в России, в том числе и в коммерческом секторе, а это и удобрения, и газохимия. Эти опции надо быстрее реализовывать. Есть перспектива поставок удобрений на мировые рынки, например, азотные удобрения - это переведённый метан, поэтому идеи на этом поле есть. Ситуация не самая простая, но она далеко не безнадёжна.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Publico, 05.06.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики