Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпрому» такой консорциум не нужен»

«Газпрому» такой консорциум не нужен»

Украина не войдет в Таможенный союз. Вместо этого Россия будет обсуждать возможность трехстороннего газового консорциума на базе украинской ГТС. Такая возможность если и выгодна для «Газпрома», то только при условии, что партнером выступит гарантирующая выполнение соглашений европейская компания, считают аналитики.

Россия отказалась от идеи ввести Украину в Таможенный союз. Теперь российские власти готовы обсуждать создание трехстороннего газового консорциума с ЕС на базе украинской газотранспортной системы. По сообщениям СМИ, именно к такому решению пришли главы двух стран по итогам встречи 24—25 сентября. Ранее российская сторона обещала предъявить партнерам ультиматум — взамен на снижение стоимости газа Украина должна была войти в Таможенный союз.

Партнер RusEnergy Михаил Крутихин считает, что трехсторонний консорциум совершенно невыгоден «Газпрому».

«Давайте забудем о каком-то трехстороннем консорциуме, „Газпрому“ такой консорциум не нужен. Компании нужен либо полный контроль над украинской газотранспортной системой, либо снятие транзита над Украиной и замена его двумя обходными проектами — „Южный поток“ и „Северный поток“. Вот какая цель. А зачем тащить Украину в Таможенный союз? Москва прекрасно понимает, что это нереально. Если окончательно станет ясно, что европейцы не дадут согласия на строительство „Южного потока“, то понятно, что Россия без Украины никак не обойдется, и тогда на переговорах Украина уже будет выступать с позиции силы», — отметил он.

Для «Газпрома» создание трехстороннего консорциума неплохой вариант, но лишь в том случае, если партнером окажется кто-то из дружественных компаний в Европе, уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Все логично в отношении трехстороннего консорциума, потому что без европейцев договариваться с Украиной даже опасно — власть меняется очень быстро, поэтому здесь европейские партнеры могли пригодиться как гаранты того, что соглашение принималось Украиной надолго и не связано с политической конъюнктурой, — отметил он. — Думаю, что Россия могла бы предложить формат „Южного потока“, где у „Газпрома“ 50%, а Украина и, например, немецкая компания, могли бы поделить оставшиеся. Такой формат выглядел бы для России оптимальным, как некая уступка, потому что раньше Россия предлагала слияние „Газпрома“ и „Нафтогаза“, что в целом стратегически оправдывало задачу контроля над государственной системой Украины».

На середину октября намечена встреча руководителей «Газпрома», «Нафтогаза», а также профильных министерств РФ и Украины для обсуждения возможного формата газового консорциума.

Источник: Коммерсант ФМ, 26.09.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики