Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть в Антарктике? При нынешних ценах ее и в Арктике особо не добывают

Нефть в Антарктике? При нынешних ценах ее и в Арктике особо не добывают

Во второй половине мая британские СМИ забили в колокола: Россия обнаружила гигантские запасы нефти и газа в секторе Антарктики, на которые претендует Великобритания. Поводом стало обсуждение сообщения «Росгеологии» четырехлетней давности в парламенте. Международное право запрещает вести любую хозяйственную деятельность в Антарктике и даже в случае отсутствия запрета любые проекты в регионе были бы сейчас нерентабельным, считают эксперты.

В феврале 2020 года «Росгеология» сообщила о том, что успешно завершила выполнение комплекса морских геофизических исследований в юго-восточной части моря Рисер-Ларсена у берегов Земли Королевы Мод в Антарктике. Судно «Академик Александр Карпинский» выполнило сейсморазведку 3450 погонных километров в комплексе с гравиметрическими и гидромагнитными измерениями, а также провело попутные измерения рельефа дна многолучевым эхолотом.

«Общая протяженность профилей комплексных сейсмических и гравимагнитных исследований, выполненных ПМГРЭ в окраинных морях Антарктиды за все время исследований, составила более 140 000 пог. км, потенциальные ресурсы углеводородного сырья выявленных осадочных бассейнов оцениваются примерно в 70 млрд тонн», — говорилось в сообщении.

Эта информация и стала поводом для обсуждений в британском парламенте. Британские СМИ и эксперты при этом умудрились в запале поместить все потенциальные запасы в сектор, на который претендует Великобритания. И сообщить читателям о том, что Россия и Китай могут захватить эти гигантские ресурсы — 511 млрд баррелей нефти, что почти вдвое больше запасов черного золота в Саудовской Аравии.

Публикации имели такой эффект, что в МИД Великобритании поспешили заявить об отсутствии свидетельств злых умыслов России. В самой «Росгеологии» сообщили, что вся деятельность на континенте Антарктида и в акватории прилегающих морей, в том числе с использованием научно-исследовательского судна «Академик Александр Карпинский», попавшего под санкции США, носит исключительно научный характер. В компании привели правительственную стратегию России в Антарктике, по которой не предусматриваются геологоразведочные исследования минерально-сырьевых ресурсов в коммерческих целях.

«В строгом соответствии с требованиями международных соглашений по Антарктике в полевом сезоне 2023−24 годов научно-исследовательское судно „Академик Александр Карпинский“ выполнило региональные геофизические исследования в акваториях окраинных морей Амундсена и Беллинсгаузена, а специалисты Антарктической геофизической партии провели комплексные аэрогеофизические исследования в Восточной Антарктиде и геологические работы в юго-западной части Оазиса Бангера», — заявили в «Росгеологии».

При этом непраздным остался вопрос, а есть ли вообще коммерческий смысл добычи нефти и газа за тысячи километров от континентов, если эксперты и СМИ так рьяно обсуждают гигантские запасы Антарктики.

«До стадии разведочного бурения это все очень приблизительные оценки, а значит, и говорить о возможности добычи и тем более рентабельности преждевременно, — говорит замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач. — Для нас гораздо более насущный вопрос связан с разработкой нашего арктического шельфа, что в будущем может быть бонусом и для организации работ в Антарктике».

Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов отмечает, что, скорее всего, запасы Антарктики навсегда останутся нераспечатанными.

«Разумеется, при росте стоимости чёрного золота ситуация может измениться и на антарктические запасы найдутся претенденты, но в ближайшей перспективе добыча там маловероятна», — говорит эксперт.

Сейчас хозяйственная деятельность в Антарктике запрещена, но даже если бы этого не было, то, судя по Арктике, суровая погода и огромные затраты ставят крест на таких проектах, считает ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

«Например, в Арктике есть второе по запасам газа Штокмановское месторождение. По всей видимости, его никогда не разработают, потому что оно удалено от берега, нужны ледостойкие платформы… В результате было решено, что в нынешних условиях его разработку необходимо отложить. Также „Роснефть“ и ExxonMobil бурили в Карском море и открыли крупное месторождение „Победа“. Есть сомнения, что даже в условиях отсутствия санкций обе стороны смогли бы его разработать. В 2013 году были оценки, что рентабельность будет только при стоимости нефти $ 120 за баррель и выше», — говорит Игорь Юшков.

Он отмечает, что в Арктике вообще особо никто не добывает: та же Норвегия не имеет санкций, но в Баренцевом море у нее практически нет проектов.

«Поэтому сомневаюсь, что кто-то бы взялся разрабатывать Антарктику, даже если бы это было разрешено международным правом. Проблема состоит еще и в том, что с самого начала компании должны вложить десятки миллиардов долларов. Через несколько лет они получат первую нефть, а окупаемость займет десятилетия», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ.

В этих условиях западный мир заявляет о планах отказываться от нефти и всех углеводородов, добавляет Игорь Юшков.

«Это еще больше усложняет принятие решений по любым большим затратным проектам. Инвесторы боятся, что нефти будет потребляться все меньше и цены на нее упадут, и не рискуют сейчас влезать в подобные проекты», — говорит эксперт.

Источник: EADaily, 04.06.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики