Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сила Сибири — 2» обрастает слухами

«Сила Сибири — 2» обрастает слухами

Китай хочет платить почти по внутрироссийским ценам за газ из «Силы Сибири — 2» и гарантированно отбирать лишь небольшие объемы. Об этом сообщает The Financial Times со ссылкой на источники. Эксперты полагают, что британское издание занимается спекуляциями, так как в этом случае российской стороне проект становится неинтересным. Китай может быть не готов к большим публичным сделкам в нынешней геополитический ситуации, считают они.

Переговоры о контракте на поставку газа в Китай по «Силе Сибири — 2» зашли в тупик. Как пишет The Financial Times со ссылкой на источники, китайская сторона предлагает покупать топливо по ценам, близким к внутрироссийским. В то же время готова взять на себя лишь небольшую часть объемов проекта, мощность которого предполагается на уровне 50 млрд кубометров в год.

Такие условия в Москве считают необоснованными, почему переговоры и зашли в тупик, пишет британское издание.

«Сила Сибири — 2» должна стать вторым газопроводом в Китай из России, но стратегически важным не только в объемах, но и в том, что ресурсной базой проекта станут месторождения Западной Сибири, которые обеспечивают экспорт в Европу. В Брюсселе заявляют о планах полностью отказаться от российского газа с 2027 года.

«Думаю, это типичные спекуляции британской пропаганды. Китайцы — жесткие, но умные переговорщики. А такие запросы, будь они реальны, означали бы обратное», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

По его мнению, при маленьких объемах и низких ценах проект полностью стал бы неинтересен российской стороне, а КНР этот газ стратегически важен и нужен.

«Для меня очевидно, что Китай в нынешних условиях просто не готов подписывать большие публичные сделки с РФ, поэтому процесс и не движется», — добавляет замдиректора ФНЭБ.

Накануне, в начале мая, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй дал интервью РИА Новости, в котором сообщил, что цена на газ — не единственный решающий фактор для проекта такого большого масштаба, как газопровод «Сила Сибири — 2».

«Компании двух стран активно обсуждают целый ряд вопросов проекта, включая технологии, коммерческие аспекты и модель сотрудничества», — заметил Чжан Ханьхуэй. По его словам, нынешние переговоры помогут расширить сотрудничество от простой торговли до всей отраслевой цепочки.

«Это приведет не только к взаимообучению и контактам двух сторон в еще большем количестве отраслей, но и позволит сторонам установить более долгосрочное, стабильное и тесное сотрудничество, позволяя делиться дивидендами от сверхкрупного китайского рынка», — считает китайский посол.

Замдиректора ФНЭБ замечал EADaily, что Китай пользуется случаем и прощупывает различные варианты монетизации своего особого положения в рамках партнерства с Россией.

«Я не вижу тут принципиальной проблемы. В конце концов, европейские покупатели участвовали и в разработке месторождений в рамках обмена активами на рынках сбыта и в третьих странах. Это вопрос переговоров и условий сотрудничества», — говорил эксперт.

В следующем году газопровод «Сила Сибири» должен выйти на поставки 38 млрд кубометров в год в Китай. Законтрактованный дальневосточный маршрут добавит еще 10 млрд кубометров без учета поставок СПГ с проектов «Ямал СПГ», «Портовая» и «Сахалин — 2».

Вице-премьер Александр Новак заявил в мае, что в ближайшее время Москва и Пекин собираются все-таки закончить рассмотрение и подписать контракт по строительству «Силы Сибири — 2» через территорию Монголии.

Если европейские страны получают российский трубопроводный газ по цене с привязкой к биржам ЕС, то китайская CNPC — с привязкой к стоимости нефти.

Предполагаемая мощность «Силы Сибири — 2» сможет покрыть 12% потребления в Китае и 30% его импорта в 2023 году.

Источник: EADaily, 03.06.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики