Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовое сотрудничество. Россия планирует выйти на первое место по поставкам газа в Китай

Газовое сотрудничество. Россия планирует выйти на первое место по поставкам газа в Китай

За три года РФ может стать крупнейшим поставщиком природного газа в Поднебесную, считают в «Газпроме». Добиться такого результата в компании намерены за счет вывода на полную мощность трубопровода «Сила Сибири» в 2025‑м и введения в эксплуатацию дальневосточного маршрута в 2027‑м.

Об этом на днях заявил глава газовой компании Алексей Миллер. По его словам, сейчас «Газпром» планомерно увеличивает прокачку энергоресурса в КНР по трубопроводу «Сила Сибири». Так, если в 2022 году по магистрали прошло 15,4 млрд куб. м сырья, то в 2023‑м объем вырос в полтора раза — до 22,7 млрд куб. м. В нынешнем году показатель может достигнуть 30 млрд, а в 2025‑м — максимально возможных 38 млрд куб. м. Причем в 2027‑м планируется начать поставки еще 10 млрд куб. м в год по газопроводу с Дальнего Востока.

«Российский газ востребован в Китае. В 2023 году наши поставки в КНР на 700 млн куб. м превысили контрактные обязательства. В начале этого года мы продолжили обновлять исторические рекорды суточного экспорта китайским потребителям… С выходом «Силы Сибири» и дальневосточного маршрута на полную загрузку Россия станет самым крупным поставщиком газа в Китай», — подчеркнул Миллер. Как полагают в компании, в ближайшие годы благодаря динамичному развитию китайской экономики спрос на природный газ в стране продолжит расти быстрее, чем в других государствах мира. В результате уже к середине века потребление этого энергосырья в КНР может удвоиться, добавил глава «Газпрома».

По данным главного таможенного управления КНР, в прошлом году Москва получила от Пекина за прокачку трубопроводного газа $ 6,4 млрд. Больше заработала только Туркмения ($ 9,6 млрд). Наряду с этим Россия направила в Поднебесную 8,1 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) на $ 5,2 млрд и вышла на третье место в рейтинге главных продавцов этого энергоресурса, уступив лишь Австралии (24,2 млн т на $ 14,8 млрд) и Катару (16,7 млн т на $ 10,3 млрд).

РФ начала активнее поставлять газ Китаю с 2022 года по мере снижения экспорта в страны Европейского союза. Причиной этого послужили антироссийские санкции Брюсселя и заявленное ЕС стремление снизить свою энергетическую зависимость от России. Так, прокачка сырья по трубопроводу «Ямал — Европа» была полностью остановлена из‑за ограничений со стороны Польши, Украина вдвое сократила транзит топлива из РФ в Евросоюз через свою территорию, а транспортировка энергоресурса по системе «Северный поток» стала невозможной после теракта на магистралях. В результате если еще в 2021 году страны ЕС закупили у России 150,2 млрд куб. м газа, включая СПГ, то в 2022‑м объем сократился до 78,8 млрд, а в 2023‑м — до 42,9 млрд, свидетельствуют материалы Евростата.

«За счет увеличения поставок в Китай мы сможем частично компенсировать потерю европейского рынка. При полной загрузке «Силы Сибири» и дальневосточного маршрута через них можно будет ежегодно прокачивать 48 млрд куб. м газа, а в случае запуска трубопровода «Сила Сибири-2» у нас появится возможность отгружать в КНР еще 50 млрд. В целом это позитивный сигнал для отрасли, так как мы постепенно все же наращиваем объемы добычи и экспорта. Причем наряду с Китаем увеличиваем поставки в Среднюю Азию, например, в Узбекистан и Казахстан», — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Кроме того, у России в перспективе может появиться возможность увеличить поставки природного газа в Турцию. Такое мнение высказал экономический аналитик Владимир Чернов. В настоящий момент Москва отгружает сырье республике по трубопроводам «Голубой поток» и «Турецкий поток» общей мощностью около 32 млрд куб. м в год. Через первую магистраль Турция качает ресурс для внутреннего потребления, а через вторую топливо идет в южные страны ЕС. При этом российская сторона прорабатывает идею строительства дополнительных трубопроводов в рамках инициативы по созданию в республике крупнейшего в Европе газораспределительного центра. «За счет создания газового хаба в Турции Россия могла бы компенсировать все выпавшие объемы экспорта голубого топлива, так как оттуда его смогут покупать те же страны Евросоюза. Однако в этом вопросе пока еще сохраняются риски внешнего давления», — добавляет эксперт.

На фоне сокращения поставок российского газа Евросоюзу тоже пришлось переориентировать часть торговых потоков. Если прежде Москва занимала более 40 % в общем объеме газового импорта ЕС, то теперь этот показатель составляет менее 15 %. В то же время доля США на рынке, напротив, увеличилась с 6 до 19 %, Норвегии — с 24 до 30 %, стран Северной Африки — с 13 до 14 %, а других государств — с 12 до 21 %. Впрочем, полностью заместить российское топливо Европа не смогла и была вынуждена снизить его потребление. Так, в 2021 году ЕС суммарно закупил свыше 334 млрд куб. м сырья, а по итогам 2023‑го показатель упал ниже 290 млрд.

«Евросоюз начал сокращать потребление газа из‑за высоких цен. Топливо стало заметно дорожать в регионе еще в 2021 году, а в 2022‑м кризис усугубили введенные против Москвы ограничения. В итоге многие энергоемкие предприятия очень сильно пострадали и закрылись. Конечно, сейчас цены уже стабилизировались, но это произошло не потому, что на рынок пришел кто‑то вместо нас, а именно из‑за кардинального падения спроса», — пояснил Игорь Юшков.

Похожей точки зрения придерживается и Владимир Чернов. Причем, как отметил эксперт, вместо закрытия многие европейские компании начали переносить производство в США, где им были предоставлены различные стимулы и льготы. ЕС в свою очередь столкнулся с разгоном инфляции, падением реальных доходов населения и повышением процентных ставок, что в конечном итоге «завело Европу в рецессию», полагает аналитик.

По данным Международного валютного фонда, в минувшем году объем ВВП Евросоюза увеличился лишь на 0,6 %, тогда как в Германии — крупнейшей экономике объединения — показатель и вовсе сократился на 0,3 %. Для сравнения: в США рост составил 2,5 %, в России — 3,6, а в Китае — 5,2 %.

Автор: Александр Казаргин

Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 04.07.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики