Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ-проблемы США: когда нет санкций, но проекты тормозят

СПГ-проблемы США: когда нет санкций, но проекты тормозят

Вашингтон отпугивает инвесторов от СПГ-проектов, подрядчики поднимают стоимость услуг, а заводы становятся все дороже, причем еще и с запаздыванием графика. При этом из-за растущей доли США на мировом рынке СПГ это аукнется всем участникам торговли.

За последние годы руководство США, как и бизнес, наобещали мировому рынку СПГ появление новых огромных мощностей. Однако чем ближе 2025-й, после которого должны вводиться в строй новые объекты, тем больше многие компании отстают от графика.

Запаздывание настолько очевидное, что в Международном газовом союзе (IGU, МГС) уже открыто говорят, о возможной задержке ввода новых СПГ-заводов с общей мощностью в 70 млн т сжиженного газа. Это очень солидный объем. Для сравнения: в 2022-м США экспортировали, по данным WoodMac, почти 76 млн т СПГ.

Против США никто санкции не вводил, логистику для строящихся и модернизирующихся СПГ-заводов не прерывал, новой пандемии нет. Клиентов тоже хватает, спрос растет в Азии, Европа, учитывая отказ от углеводородов из РФ, тоже будет потреблять все больше СПГ.

Как же так вышло, что компании в Америке пророчили, по сути, удвоение экспортных мощностей в ближайшие годы, а теперь многие организации говорят, что этого может и не произойти?

Незаметные проблемы, которые тормозят гигантов

Темп прироста производства СПГ у Штатов в последние годы весьма хороший. По данным Управления энергетической информации США (EIA) при Минэнерго, поставки сжиженного газа из Америки в другие страны в 2024 году увеличатся на 2%, а в 2025-м уже на 18%.

Такой рывок обусловлен тем, что до конца 2024-го в стране не введут в эксплуатацию ни одного нового СПГ-завода, а вот с осени 2025-го заработают Plaquemines LNG Phase I компании Venture Global и Corpus Christi Stage 3 компании Cheniere. Еще должен запуститься Golden Pass LNG — совместный проект QatarEnergy и Exxon. Правда, точные даты пока неизвестны.

В данный момент в Техасе и Луизиане строятся пять СПГ-заводов суммарной мощностью 86,6 млн т СПГ в год. Есть еще 16 заводов на всей территории США, которые пока на стадии проектирования.

Казалось бы, все отлично, перспективы хорошие. Но проект Golden Pass LNG не просто так молчит о конкретной дате запуска. Работы на нем приостановлены, поскольку главный подрядчик уже превысил изначальный бюджет в $2,4 млрд, да еще и подал заявление о банкротстве.

Пока найдется его замена, пока новый подрядчик разберется с документацией и возобновит работы, уйдет время. Сколько? Никто этого не скажет. Бюрократия штука опасная. Особенно в США, где если речь идет об углеводородах, а у власти президент, проталкивающий «зеленую» политику, а нефтегазовые компании всегда «под прицелом».

Sempra LNG тоже решила заменить подрядчика для расширения своего СПГ-завода Cameron LNG, чтобы снизить затраты, а еще сократила долю в проекте Port Arthur LNG из-за более высоких затрат на строительство.

Причин отставания от графика много. В Reuters говорят, что это происходит из-за нехватки высококвалифицированных кадров, роста инфляции в США, что в сумме отпугивает инвесторов от проектов.

Аналитики из Gulf Coast Industrial Group (штаб-квартира во Флориде) сообщают, что подрядчики в строящихся СПГ-проектах в США за три года увеличили зарплату рабочим на 20%. В отдельных случаях приходится выплачивать суточные, чтобы удержать их.

Это подтверждают и данные Бюро труда и статистики США, где говорится, что заработная плата строителей в секторе нефте- и газопроводов в Луизиане, где строится множество новых СПГ-заводов, выросла на 19% в 2023 году по сравнению с 2022-м.

Самоходный Байден идет в атаку

Санкции США против российского проекта по сжижению и экспорту газа «Арктик СПГ 2», которые Вашингтон усиливает последние полтора года, вполне логичны. Убрать «грязным методом» конкурента с мирового рынка СПГ? Без проблем. Вашингтону такие приемы не в новинку. Все логично, американские проекты, пользуясь ситуацией, быстро наращивают мощности и занимают нишу на мировом рынке, пока там не появился новый российский СПГ. Только вот от Белого дома досталось проектам не только в РФ, но и в самих Штатах.

В начале этого года президент США Джо Байден заявил, что приостановит процесс одобрения новых контрактов на экспорт СПГ. Объяснил он такое решение «ситуацией с климатическими изменениями». отметим. Этот запрет на вышеперечисленные проекты не распространяется: они уже начали стройку, то есть разрешения уже получены.

Но создается такое впечатление, что пожилой человек из Белого дома перестал разбираться в том, где свои, а где чужие, поэтому «стреляет» в любую сторону, откуда услышит «СПГ».

Но если серьезно, то игры в энергопереход довели Байдена до ситуации, когда после многократных обещаний и предложенного Закона о снижении инфляции он вынужден следовать «зеленым» курсом, даже если это невыгодно американскому бизнесу.

Бизнес, правда, защищается: на этой неделе федеральный суд в Луизиане по иску 16 нефтегазовых штатов вынес решение, что запрет на выдачу новых разрешений неконституционен, и постановил его отменить. Тем не менее новые проекты — это вопрос перспективы нескольких лет, если не десятилетий, а европейским покупателям газ нужен сейчас, с тех проектов Venture и Cheniere, запуск которых обещан в ближайшие месяцы.

Не исключено, что Белый дом не хочет слишком уж быстрого и сильного роста экспорта СПГ по внутриполитическим причинам. Неважно, что продажи СПГ за рубеж в Штатах идут через массу посредников. Все равно, чем больше газа из США будет уходить на экспорт, тем больше его цена на внутреннем рынке будет привязываться к общемировым (а они явно выше, чем привык потребитель в Штатах). Так что «зеленая» повестка Байдена — это, возможно, лишь прикрытие.

Сложности у США = проблемы мирового рынка

Запрет на выдачу новых лицензий попросту пугает инвесторов для СПГ-проектов, а проекты в принципе начинают реализовывать, только когда находится достаточное число инвесторов и покупателей, готовых заключить долгосрочные контракты на поставку с будущего производства заранее.

При этом сами подрядчики, как считают в Poten&Partners, готовятся увеличивать свои ценники еще сильнее. За счет перехода на менее рискованную модель, суть которой — использовать в контракте больше элементов, возмещающих фактические затраты, понесенные в ходе реализации проектов.

«Подрядчики EPC, возможно, теперь учитывают увеличение на 30-40% своих единовременных контрактов „под ключ“, — отметили в Poten&Partners.

Как бы не дошло до ситуации, при которой контракты на поставку СПГ будут разрываться, а трейдеры, нефтегазовые компании и другие покупатели сжиженного газа в США начнут искать новых поставщиков. К примеру, у Sempra LNG, которая сейчас меняет подрядчика для проекта расширения Cameron LNG, есть необязывающий договор с Aramco Services Company о поставке в течение 20 лет по 5 млн т СПГ ежегодно. Что будет, если ближневосточная компания, видя торможение в американском проекте, махнет рукой и решит заключить такой же контракт, скажем, с Катаром? Теоретически это возможно — практически маловероятно, говорят эксперты.

Как рассказал в беседе с «НиК» заместитель гендиректора ФНЭБ Алексей Гривач, Катар не сможет занять это место. Во-первых, его проекты во многом завязаны на американцев, которые выступают технологическими и коммерческими партнерами расширения. Во-вторых, СПГ — это такой рынок, где все, что произвели, то и потребили. Если же какие-то объемы не будут востребованы, как это было в 2020 году во время ковидных ограничений, то это будет финансовой проблемой покупателей газа, а не американских заводов СПГ, которые получат фиксированную плату за сжижение в любом случае.

Кроме того, Катар планирует начать ввод новых мощностей только в 2026–2027 годах, если не будет никаких задержек, характерных для многих крупных СПГ-проектов.

«Но запаздывание у США действительно есть. И оно может оказать негативное влияние не только на инвесторов этих проектов, но и на покупателей, которые не получат в срок объемы. В то же время геополитически для США это не риск, а, скорее, инструмент воздействия на рынок.

Фактически именно Штаты теперь будут определять предложение СПГ. И, соответственно, решать, будет на рынке дефицит и взлет цен или профицит и падение, которое будет бить по более незащищенным финансово экспортерам», — резюмировал Алексей Гривач.

Автор: Илья Круглей

Источник: OilCapital.ru, 05.07.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики