Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Ведомости»: более половины российских угольных компаний стали убыточными

«Ведомости»: более половины российских угольных компаний стали убыточными

Издание проанализировало данные Росстата. Согласно им, 52,4% компаний угольной отрасли за период январь-апрель 2024 года были убыточными год к году. Подобный антирекорд был у угольщиков только в декабре 2020 года. Можно ли говорить о кризисе отрасли из-за санкций?

Угольщики ушли в минус. Доля убыточных угольных компаний в России превысила 50%. Суммарная прибыль компаний год к году упала почти в 15 раз. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на данные Росстата.
Причиной проблем в отрасли стало падение мировых цен на уголь, а также сокращение экспортных поставок. Продолжает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Цена угля снизилась в район чуть выше 100 долларов за тонну, и в этом плане, конечно, российские предприятия пострадали, потому что цены стали такими, как до 2022 года, а транспортные затраты у них даже возросли. Если раньше было довольно удобно и дешево поставить уголь на западный рынок, на рынок ЕС, то теперь этот рынок, с 10 августа 2022 года, закрыт, и транспортные издержки для экспорта российского угля существенно возросли — все нужно везти в Азию. Либо в Китай, либо в Индию, либо в Юго-Восточную Азию, но в любом случае стоимость доставки выросла, и это существенная доля вообще себестоимости угля. Плюс к тому Китай ввел импортные пошлины как на коксующийся уголь, так и на энергетический. Также по российским производителям бьет некая общая токсичность российской продукции, сложно покупателю взаимодействовать, потому что есть санкции не только против угольных самих компаний, но и против банков, поэтому все это создает дополнительные издержки. Я думаю, что пока говорить о какой-то катастрофе даже в отдельно взятой угольной отрасли не стоит. Да, там какие-то убытки будут у компаний, но если мы посмотрим по объемам производства с начала года, то мы увидим, что и энергетический уголь по объемам производства вырос, и коксующийся. У производителей коксующегося угля ситуация гораздо лучше, потому что их товар более востребован на мировом рынке, мы довольно поставляем как в Китай, так и в Индию. И, скорее всего, по итогам 2025 года добыча экспорта коксующегося угля вырастет, энергетического угля, скорее всего, останется на уровне 2023 года».

Объясняя сокращение экспорта, источники «Ведомостей» в российских угольных компаниях говорят не столько о снижении цен, сколько об удорожании логистики. В частности, к росту издержек привело увеличение тарифа на перевозку угля по железной дороге. Скорее всего, компании отрасли попросят помощи у правительства. Говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:

«Перевозки — это ключевая статья затрат конечной стоимости угля, даже не добычи. Логика здесь стандартная — лоббирование, чтобы дали льготные тарифы на перевозку угля, на перевалку в портах. Стандартная история, потому что вряд ли они поменяют мировые цены на уголь, вряд ли они поменяют таможенную политику покупателей, как Китай, например. Ну и, соответственно, санкции тоже вряд ли снимут. Поэтому единственное — это давить на правительство для того, чтобы правительство помогало снижать основные затраты, связанные с перевозками и с перевалом».

Объясняя сокращение экспорта, источники «Ведомостей» в российских угольных компаниях говорят не столько о снижении цен, сколько об удорожании логистики.

В частности, к росту издержек привело увеличение тарифа на перевозку угля по железной дороге.

Источник: BFM.RU, 11.07.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики