Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Туркмения и Иран договорились расширить газопроводы: найдется ли место «Газпрому»?

Туркмения и Иран договорились расширить газопроводы: найдется ли место «Газпрому»?

Туркмения и Иран договорились о поставках газа для Ирака и расширении мощности межграничных газопроводов. Эксперты считают, что соглашения больше играют на руку «Газпрому», так как российский газ планируют поставлять в Иран именно через Туркмению.

«По итогам состоявшихся встреч туркменской и иранской сторонами был подписан контракт купли-продажи природного газа в объеме до 10 миллиардов кубометров газа в год, который будет поставляться из Туркменистана в Республику Ирак через территорию Исламской Республики Иран по схеме „SWAP“», — сообщает Министерство иностранных дел Туркмении.

Такая схема обмена газом выгодна для обеих сторон. Туркмения увеличивает экспорт. В то же время Иран получает газ для своих северных регионов и путем бартера частично решает проблему их газоснабжения, так как основные добывающие мощности страны находятся на юге — в Персидском заливе. А инфраструктура поставок внутри страны недостаточно развита.

Также МИД Туркмении сообщил о том, что для расширения газотранспортной инфраструктуры иранские компании построят в Туркмении новый газопровод протяженностью 125 километров и три газокомпрессорные станции, необходимые для поставок дополнительных объемов газа в Иран.

«В дополнение к существующим мощностям планируется увеличить объемы газа, поставляемого в Иран по направлениям Довлетабад — Серахс — Хангеран и через газоизмерительную станцию Чалоюк до 40 миллиардов кубометров в год», — добавили в министерстве.

В июле 2022 года о больших планах в Иране заявил и «Газпром». Тогда компания подписала с иранской National Iranian Oil Company меморандум о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству.

«Документ предполагает анализ возможностей взаимодействия, в частности, по следующим направлениям: разработка нефтегазовых и нефтяных месторождений Ирана, осуществление обменных операций с природным газом и нефтепродуктами, реализация крупнотоннажных и малотоннажных СПГ-проектов, строительство магистральных газопроводов, научно-техническое и технологическое сотрудничество», — сообщал «Газпром».

Вице-премьер Александр Новак говорил о том, что на первом этапе свопы по российскому газу могут быть около 10 млрд кубометров в год.

С момента подписания меморандума прошло почти два года. Не устал ли Иран ждать?

«Думаю, что договоренности Ирана и Туркмении больше похожи на движение в том же направлении — развития газового хаба в Иране, чем прямую конкуренцию», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Эксперт отмечает, что для попадания российского газа в иранскую газотранспортную систему с восточной стороны Каспия топливу так или иначе нужно будет пройти через Туркмению.

«Поэтому расширение соединительных газопроводов до 40 млрд кубометров в год укладывается в эту логику», — замечает замдиректора ФНЭБ.

Косвенно подтверждает продолжение работы над поставками российского газа в Иран и через него активное посещение страны главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Они приезжал в Тегеран в мае и июне.

После последнего визита «Газпром» сообщил, что подписан стратегический меморандум с National Iranian Gas Company о проработке организации трубопроводных поставок российского природного газа в Иран.

Из-за санкций и контрсанкций поставки российского газа в Европу снизились почти в пять раз. И «Газпром» ищет пути перенаправления топлива на новые рынки. Один из них — Иран, через который компания может реэкспортировать топливо на Ближний Восток и в Азию. Правда, для этого еще необходимо достроить терминал СПГ и газопроводы в Пакистан и Оман.

Источник: EADaily,  04.07.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики