|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Армянский атом пошел по извилистому и тернистому пути: останется ли в стране АЭС Армянский атом пошел по извилистому и тернистому пути: останется ли в стране АЭСПолитика вносит в развитие атомной энергетики Армении коррективы. Прозападное правительство посматривает в сторону реакторов из США. Эксперты считают, что американский вариант будет для страны извилист и тернист. Вопрос может встать так, сохранится ли у Армении атомная энергетика в будущем. Пока США могут предложить безденежному Еревану традиционные реакторы, которые обошлись Соединенным Штатам в 14 лет строительства и $ 15 млрд, и малые модульные реакторы, которых пока не существует даже в экспериментальном виде. Предложения о новых реакторах АЭС, которые придут на замену советскому на Армянской АЭС после 2036 года, подали в Ереван «Росатом» и компании из Южной Кореи и США. В Ереване не скрывают, что «сердце лежит» к американскому. Секретарь Совета безопасности республики Армен Григорян заявил, что переговоры с американской стороной перешли в предметную фазу и с ней обсуждают правовую основу, без которой строительство невозможно. «В данный момент могу сказать, что мяч на стороне США. Ожидаем, что внутренние процедуры в США будут завершены, после чего мы начнем работать», — заявил Армен Григорян. Ранее координатор программ помощи американского правительства Европе и Евразии Мария Лонги говорила, что в США оценивают перспективы для Армении малых модульных ядерных реакторов, способных привести к большей энергетической независимости и от России, и от КНР. В Армении по-прежнему действует один энергоблок Армянской АЭС мощностью 400 МВт. Срок его эксплуатации российские специалисты продлили в этом году до 2036 года. Премьер-министр Никол Пашинян заявлял, что станция обеспечивает 30% потребления электроэнергии в стране. В то же время глава «Росатома» Алексей Лихачев говорил, что Ереван должен определиться с развитием собственной атомной энергетики в течение полутора-двух лет, чтобы вообще не остаться без АЭС. Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечает, что, с одной стороны, у Армении есть объективная необходимость в объектах генерации, и они рассматривают новую АЭС. «Другой момент — политическая мотивация. Логично было бы сотрудничать с „Росатомом“, это было бы дешевле и у обеих сторон есть практический опыт. Госкорпорация предлагает полный комплекс и могла прийти со своим кредитом. Но политические моменты вносят коррективы, — говорит Игорь Юшков. — Нынешнее руководство страны всячески показывает стремление идти в ногу с Западом, который воспринимает сотрудничество с „Росатомом“ как лояльность России». По словам ведущего аналитика ФНЭБ, одной из проблем будет цена. Она будет выше, чем у «Росатома», и никто с кредитом не придет: «Придется платить здесь и сейчас». Также эксперт видит преграду в том, что у Армении нет денег на строительство таких станций. «Когда власти США говорят о том, что они обсуждают строительство станции, это мало о чем говорит. Надо договариваться с компаниями и не ориентироваться на заявления политиков. В США нет такой системы, чтобы частным компаниям сказали, что и где построить», — говорит Игорь Юшков. Директор «АтомИнфо-Центра» Александр Уваров замечает, что все конкретные разговоры об американских реакторах в Армении станут возможными только после подписания двумя странами межправительственного соглашения «123» о сотрудничестве в сфере мирного атома, о чем и говорил секретарь Совета безопасности Армении. «На сегодняшний день у США и Армении есть только ни к чему не обязывающие меморандумы. А полноценного соглашения, как легко убедиться на сайте американского Минэнерго, нет», — продолжает Александр Уваров. По его мнению, любые переговоры по любой АЭС в любой стране могут закончиться провалом. «Более-менее уверенно можно говорить только после „первого бетона“ (старт бетонирования здания реактора), но даже в этих случаях дело не всегда доводилось до конца. В мире есть даже станции, которые были полностью построены, но так и не начали работать. Поэтому строить какие-то прогнозы по поводу новой армянской АЭС нет ни малейшего смысла. Время покажет», — добавил директор «АтомИнфо-Центра». Если политика мотивирует Ереван идти американским путем, то реальность говорит пока обратное. За последние три десятилетия в США запустили только два реактора АЭС — AP-1000 компании Westinghouse на АЭС Vogtle — в этом и прошлом годах. «Строительство новых реакторов началось в 2009 году. Первоначально ожидались затраты в $ 14 млрд и начало коммерческой эксплуатации блоков с 2016 года (блок № 3) и 2017 года (блок № 4). Проект испытал значительные задержки и перерасход средств. Собственник Georgia Power оценивает теперь общие затраты более чем в $ 30 млрд», — говорится в информационном сообщении управления информации министерства энергетики США. Таким образом строительство только одного блока AP-1000 может стоить более $ 15 млрд. При том, что доходы бюджета Армении в 2024 году официально установили на уровне 2 трлн 723 млрд драмов ($ 7 млрд). О малых модульных реакторах (ММР), которые Вашингтон продвигает по всему миру в борьбе с Россией и Китаем, вообще сложно что-то говорить, так как в США проектов много, но нет ни одного даже экспериментального образца. Первые обещают не раньше 2028 года. Единственный ММР работает только в России. Это — плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» мощностью 70 МВт. При этом часть многообещающих проектов в Соединенных Штатов уже сходит с пути. Так, в ноябре 2023 года NuScale Power, которая первой получила одобрение американского регулятора на малый модульный ядерный реактор, сообщила об остановке пилотного проекта. Планировалось, что к 2029 году построят и запустят шесть ММР мощностью 77 МВт каждый для Utah Associated Municipal Power Systems. В Bloomberg пояснили, что затраты на проект выросли на 53%. Если в 2021 году тесты себестоимости электроэнергии показывали $ 58 за МВт, то в 2023 году — $ 89. Очевидно, это будет недешево и для Армении, если Ереван вообще сможет организовать проект новой АЭС и не оставит страну без атомной энергетики после 2036 года. Источник: EADaily, 11.07.2024 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|