Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Названа подоплека повышенного внимания Британии к российскому «теневому флоту»

Названа подоплека повышенного внимания Британии к российскому «теневому флоту»

Ее страховые компании понесли убытки

Британские власти планируют на этой неделе обратиться к Евросоюзу с призывом усилить контроль за танкерами «теневого флота» России. О чем конкретно речь, можно пока лишь догадываться. Как рассказал Bloomberg анонимный источник, в числе вероятных мер фигурирует более интенсивный обмен информацией о судах, перевозящих российскую нефть. Однако дело может дойти и до более жестких шагов, например, до запрета проходить через проливы.

Предполагается, что правительства ряда европейских стран одобрят этот инициируемый Лондоном план на встрече Европейского политического сообщества, которую 18 июля проведет британский премьер Кир Стармер. Напомним, в конце июня Брюссель утвердил 14-й пакет санкций против России, включая ограничения в отношении 27 судов «теневого флота», который используется для обхода потолка цен на нефть и нефтепродукты в $60 за баррель.

Между тем, как пишет Bloomberg, под рестрикциями сегодня находится лишь малая часть из более тысячи судов «теневого флота». Агентству стало известно о 40 таких танкерах: половина из них принадлежит государственной компании «Совкомфлот»; восемь уже почти полгода простаивают у портов Владивосток и Находка. Простой связан с тем, что, во-первых, подсанкционные суда дороже страховать (страховкой занимаются российские, турецкие либо азиатские компании), во-вторых, не каждый порт возьмется их обслуживать. В конечном итоге увеличивается стоимость перевозки.

«Не вполне понятно, что значит «усилить контроль», - говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Физически останавливать и проверять суда в международных и даже в своих территориальных водах – такого права нет ни у кого, это уже пиратство. России тогда придется отрядить в сопровождение своих танкеров военные корабли. Никому эта эскалация не нужна. Может, речь о том, чтобы ограничить проход через проливы – балтийские и датские? По сути, это наиболее очевидная мера в данном случае, хотя ее легитимность тоже под вопросом».

Вместе с тем ясно, почему инициатива исходит именно из Лондона, рассуждает Юшков. С экономической, финансовой точки зрения Великобритания довольно сильно пострадала: в досанкционные времена ее страховые компании страховали чуть ли не 90% перевозок российской нефти морским транспортом, а сегодня, с появлением и разрастанием «теневого флота», весь этот рынок для них потерян. То есть они продолжают за него биться. Идея в следующем: если каким-то образом заставить Россию соблюдать правило ценового потолка в $60 за баррель, тогда собственникам судов опять придется обращаться к британским страховым домам, платить за услугу им, а не российским или азиатским страховщикам.

Как заявила в конце апреля Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев, наличие у России «теневого флота» свидетельствует о том, что потолок цен на ее нефть не работает.

Автор: Игорь Боков

Источник: МК, 16.07.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики