Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев прекратил «Дружбу» с ЛУКОЙЛом

Киев прекратил «Дружбу» с ЛУКОЙЛом

В чем смысл украинских санкций и как они скажутся на странах Восточной Европы

Венгрия и Словакия перестали получать нефть ЛУКОЙЛа. Поставки проводились через южную ветку «Дружбы», для которой специально было сделано исключение в санкциях ЕС. Прекращение транзита связано с украинскими санкциями против компании, утверждает словацкое издание SITA. При этом ограничения не касаются поставок от других российских экспортеров. В среду глава МИД Венгрии Петер Сийярто подтвердил, что Киев остановил транспортировку нефти ЛУКОЙЛа в Венгрию из-за ужесточения санкций.

Почему под удар попала именно эта компания, неясно, отмечает старший научный сотрудник Финансового университета Станислав Митрахович: «Россия по-прежнему продолжает поставки по южной ветке нефтепровода "Дружба" в Венгрию, Словакию и Чехию. Эта нефть никак не подпадала под ограничения, которые вводил Европейский союз. Почему Украине нужно было мешать транзиту, причем одной конкретной российской компании, пока не очень понятно. Возможно, какие-то детали появятся.

Может быть, это такой политический жест, чтобы лишний раз показать, что у нее есть инструмент, который влияет на российско-европейские отношения.

Чтобы в очередной раз в Европе больше ее услышали и прислушались не столько к ее позиции по нефти, сколько в целом по ситуации газового транзита после того, как текущий контракт будет истекать, а он истекает 31 декабря 2024 года. У меня нет какого-то рационального объяснения тому, почему Украина может не любить компанию ЛУКОЙЛ в большей степени, чем остальные российские компании, которые вовлечены в эти самые поставки.

В любом случае этот бизнес для ЛУКОЙЛа уже не самый принципиальный, потому что южная ветка "Дружбы" качала, по-моему, в 2,5 раза меньше нефти, чем северная, где был очень крупный потребитель в лице Германии. Для ЛУКОЙЛа в отношениях с Европой, наверное, самое главное, чтобы ему разрешили продать завод в Бургасе в Болгарии, чтобы это было в каких-то разумных пределах. По аналогии с тем, как ЛУКОЙЛу разрешили продать на нормальных условиях завод на Сицилии».

По контракту с венгерской нефтекомпанией MOL, до 2025 года ЛУКОЙЛ должен был поставлять в республику 4 млн тонн нефти в год. Евросоюз в 11-м пакете санкций полностью запретил поставки российского сырья по северной ветке «Дружбы» в Германию и Польшу. Ранее исключение было сделано для Венгрии, Чехии и Словакии, они по-прежнему могут получать нефть по южной ветке трубопровода, которая проходит через Украину.

Не исключено, что вскоре Киев остановит поставки и других российских экспортеров по этому маршруту, говорит нефтегазовый аналитик Михаил Крутихин (признан в РФ иноагентом): «Вообще, весь мир не очень понимает, как Украина по-прежнему осуществляет транзит российских энергоносителей в то время, как происходят бомбардировки, в том числе энергетических объектов. Если Украина решит прекратить транзит полностью, это будет ее решение. Для всех остальных это будет форс-мажорное обстоятельство, и никто никому не будет платить никаких неустоек, ни поставщик получателям, ни получатели поставщику.

Если выяснится, что Словакия и Венгрия навсегда перестали получать нефть по "Дружбе", то единственный альтернативный вариант будет — получать по морю. В ту же самую Венгрию и другие страны через какие-то порты на Адриатическом море. Я думаю, в Европе уже несложно заместить этот трубопровод, потому что там есть возможности получать нефть из других стран. Это будет наверняка дороже, но бойкот, так бойкот».

В четверг глава Минэкономики Словакии сообщил о беседе с послом Украины в Братиславе. Он заявил, что рассчитывает на решение вопроса с прекращением транзита нефти ЛУКОЙЛа через украинскую территорию. По данным портала Teraz, проблемы с поставками могут отразиться на братиславском нефтеперерабатывающем заводе, около двух третей используемого там сырья имеют российское происхождение.

Автор: Даниил Бабкин

Источник: Коммерсантъ FM, 18.07.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики