Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина заблокировала поставки нефти «Лукойла» в Словакию и Венгрию

Украина заблокировала поставки нефти «Лукойла» в Словакию и Венгрию

В июне Киев расширил санкции против российской компании, запретив транзит, а теперь перестал транспортировать нефть «Лукойла» для венгерской MOL и словацкой Transpetrol. В Венгрии заявили, что ищут выход из ситуации. Каким он может быть?

Нефть от «Лукойла» перестали получать венгерская компания MOL и словацкая Transpetrol. Об этом пишут Bloomberg и SITA.sk.
Ранее в июне Киев ввел санкции против «Лукойла» и запретил транзит нефти. Причем других операторов это ограничение не касается. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что MOL и «Лукойл» «работают над юридическим решением» проблемы.

Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«MOL опубликовала данные, что ведет переговоры с «Лукойлом» и украинской стороной. И, по всей видимости, речь идет просто о том, чтобы перенести точку сдачи-приемки нефти, чтобы на украинскую территорию заходила уже нефть, которая принадлежит не «Лукойлу», а MOL. Соответственно, перенести либо на российско-белорусскую границу точку сдачи-приемки, либо на белорусско-украинскую. Потому что основные претензии Украины не в том, что это российская нефть, а в том, что она конкретно против «Лукойла» ввела санкции и поэтому считает его собственность незаконной на своей территории. По нынешним контрактам получается, что «Лукойл» доставляет потребителю нефть и тогда передает право собственности. Поэтому перенос точки сдачи-приемки может быть проведен как для венгерской MOL, так и для словаков, и в этом плане они могут выйти из ситуации. Либо «Лукойл» перенаправит свои объемы в порт и будет экспортировать нефть в более отдаленные страны, и просто перенаправит на другие рынки. Соответственно, его объемы возьмут тогда на себя другие компании. Прокачка по нефтепроводу «Дружба» — это выгодно, то есть желающие будут, вопрос в желании самого «Лукойла», хочет ли он уйти с этих рынков. Я думаю, что нет. Поэтому как раз и пытается найти выход из сложившейся ситуации, поменяв точку сдачи-приемки. А так в целом, конечно, нефтепроводный экспорт сейчас гораздо выгоднее, чем вариант отправки через порт, через Новороссийск или через Балтику уж тем более. Потому что там нужно будет использовать тот самый теневой флот, а это довольно дорогое удовольствие. Я думаю, что «Лукойл» будет пытаться решить проблему, чтобы сохранить возможность экспорта по трубе».

Через Украину, Словакию, Чехию и Венгрию проходит южная часть нефтепровода «Дружба». Поставки по северной части — через Белоруссию, Польшу и Германию — заблокированы с прошлого года из-за санкций ЕС.

Если после «Лукойла» Киев наложит санкции и на другие компании и вся южная ветка «Дружбы» встанет, на российский экспорт нефти это повлияет незначительно, считает эксперт Финансового университета Станислав Митрахович:

«В любом случае южная ветка «Дружбы» была менее значима, чем северная ветка. Через северную ветку прокачивалось в 2,5 раза больше нефти. В свое время там был такой крупный потребитель, как Германия, плюс Польша, а вот Венгрия, Словакия и Чехия — страны, которые в меньшем объеме получают нефть, они не самые крупные потребители. Но тем не менее Россия не отказывалась от этого маршрута, все-таки это был способ зарабатывать для российских компаний, хотя и не очень большие объемы. Что касается ЕС, то он тоже осознавал, что для этих стран, для Венгрии, Чехии и Словакии, замену российской нефти, которая шла по «Дружбе», найти сложно. Потому что эти страны не имеют выхода к морю, значит, альтернативная логистика там будет намного дороже, и поэтому южная ветка «Дружбы» не попадала под санкции ЕС. А что касается украинской позиции, то они продолжали зарабатывать на транзите нефти через свою территорию, несколько раз пытались привлечь к себе внимание в этой сфере и даже в одностороннем порядке пытались повысить стоимость транспортировки нефти. В итоге кончилось тем, что сейчас используется механизм, когда расчеты идут за транзит через западных партнеров российских компаний. То есть Россия продает нефть компаниям в Чехии, Словакии и Венгрии, а те уже оплачивают украинский транзит, и отчасти деньги эти собирают уже с российских контрагентов, чтобы Россия с Украиной в минимальной степени финансово соприкасались. Я думаю, что Россия, скорее всего, намекнет своим партнерам, остающимся в Европе, что если вам эта нефть нужна, а она нужна для Словакии, Венгрии и Чехии, то вы, европейцы, тогда уже сами надавливайте на Украину. Если она вам не нужна — ну, ради бога, мы уже и так перенаправили большую часть своей нефти. То, что мы обсуждаем поставки по южной ветке «Дружбы», — это остатки, что называется, былой роскоши, и для нас это уже не так критично, как могло быть раньше. Если не только «Лукойлу», но и другим компаниям запретят использовать южную ветку «Дружбы», значит, не будет этих поставок, значит, еще больше Россия будет поставлять в Индию, в Китай и в другие страны, с которыми сейчас активно торгует».

В настоящее время, по данным Bloomberg, MOL получает из России две трети своей сырой нефти. По оценкам Fitch Ratings, эти поставки Венгрия сможет полностью заменить с 2025 года.

Источник: BFM.RU, 18.07.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики